ДЕРЕВЯ́ННОЕ ЗО́ДЧЕСТВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕРЕВЯ́ННОЕ ЗО́ДЧЕСТВО, область архитектуры, обладающая худож. спецификой, которая определяется характером материала (древесины) и строит. приёмами. Дерево является прекрасным строит. материалом благодаря сочетанию прочности, лёгкости, низкой теплопроводности, удобства обработки. Выразительность Д. з. достигается простыми геометрич. формами (в основе которых лежит модуль, равный длине бревна), естеств. фактурой и текстурой дерева, декоративной резьбой и росписью. Издавна сложились 2 конструктивные системы дерев. построек – срубная и каркасная (почти без изменений дошли до нашего времени).
Срубная конструкция образуется горизонтально уложенными брёвнами (венец). Длинные жерди-слеги, образующие основу крыши, опираются на уступы бревенчатых фронтонов – «самцов», продолжающих торцовые стены сруба. Самцовую крышу венчает охлупень (бревно с жёлобом). Срубные жилища распространены в России, Белоруссии, Украине, Прибалтике, Австрии, Германии, Польше, Румынии, Чехии, Словакии, Сербии, Сканд. странах, горных районах Италии и Швейцарии. Сруб (или клеть) лежит в основе жилого дома в России (см. Изба). На Руси система клетей и повалуш (помещение для семьи и приёма гостей, самая высокая часть дома, подчёркивалось очертаниями кровли), соединённых сенями и переходами, носила назв. «хоромы» (дворец Алексея Михайловича в с. Коломенское под Москвой, состоявший из семи хором, связанных переходами; 1667–68, зодчие Семён Петров, Иван Михайлов; перестроен в 1681 Саввой Дементьевым; разобран в 1768).
В каркасных домах столбы вместе с горизонтальными тягами-ригелями образуют раму (её прочность иногда усилена дополнит. связями-раскосами или диафрагмами), которая заполняется деревом (мачтовые и рамно-дощатые конструкции) или др. материалами (глиной, камнем, кирпичом в т. н. фахверковых домах, распространённых в странах Европы: в Австрии, Дании, Германии, Швейцарии и др.). Простейшие дома каркасного типа встречаются в странах Африки, Юго-Вост. Азии, Америки, Океании. Каркасная конструкция допускает известную свободу композиции, возможность образования больших световых проёмов. В Китае наряду с 2-комнатными и 3-комнатными домами создавались большие комплексы дворцовых каркасных зданий (7–12 вв.). Мощные столбы, резные и расписные кронштейны – «доугуны» и массивные изогнутые крыши создают впечатление нарядности сооружений. Япон. жилые дома очень лёгкие, асимметричные в плане и видоизменяются с перестановкой внутр. перегородок. Великолепным памятником япон. каркасных сооружений стал летний имп. дворец Кацура (1620-е гг.) близ Киото.
Древнейшие дерев. культовые сооружения известны в осн. лишь по письм. источникам. В г. Нара (Япония) сохранились пагода, восходящая к 7 в. (в буддийском мон. Хорюдзи), и здание зала Дайбуцудэн (752; восстановлено в кон. 17 – нач. 18 вв.; буддийский мон. Тодайдзи). Постройки храмового комплекса синто в Исе (Япония) с 7 в. регулярно проходят цикл ритуального обновления с точным воспроизведением на соседнем участке.
Особое место среди дерев. построек занимают швед. церкви и звонницы в виде сруба на поставленных вплотную столбах (ц. Санта-Мария-Минор в Лунде, 12–13 вв.; звонница на о. Фрёсён на оз. Стуршён). В Скандинавии сложился тип храма (ставкирка – столбовая, или мачтовая, церковь) с двойным каркасом – внутренним (из столбов, соединённых арками и крестовинами) и наружным (со стенами из дерев. вертикальных пластин, закреплённых в раме). Внутр. пространство ставкирок раскрыто на всю высоту здания (до скатов крыши, опирающейся на сложную систему стропил), что придаёт ему монументальность (ставкирка в Боргунне, Норвегия, ок. 1150).
Наиболее ранние культовые памятники на территории России датируются 15–18 вв. Простейшим типом были «клетские» 1-срубные храмы с 2-скатной крышей (увенчанной маковкой с крестом) и пристройками (алтарь, трапезная, притвор), напр. ц. Воскрешения Лазаря из Муромского мон. (15 в., ныне в Кижах). Разнообразны шатровые храмы (Никольская ц. в с. Лявля Архангельской обл., 1587). С кон. 17 в. создавались композиции с несколькими шатрами (Успенский собор в г. Кемь, 1714–17; церковь в с. Ненокса Архангельской обл., 1727) и типа восьмерик на четверике, к которым присоединялись протяжённые объёмы трапезных (Успенская ц. в Кондопоге, Карелия, 1774). Характерны также 5-главые кубоватые покрытия: храмы из с. Кушерека (1669; ныне Музей деревянного зодчества «Малые Карелы»), в сёлах Подпорожье (1757) и Турчасово (1786) Архангельской обл. Особенно сложны многоглавые храмы погоста Кижи. Для памятников Польши (костёлы в Дембно и Грывальде, оба – 2-я пол. 15 в., в Рабке, 1606, Поврожнике, ок. 1643), Румынии (церковь в Филду-де-Сус, 2-я пол. 17 в.), Чехии (церкви в Бодружале, 1658, и Гронсеке, 1725–26) характерно сочетание специфики Д. з. с искусной интерпретацией стилей каменной архитектуры (готики, барокко, классицизма).
До 17 в. большое значение имели дерев. оборонные сооружения – остроги. Они состояли из срубных крепостных стен с открытым ходом поверху, защищённым бревенчатым парапетом – «заборалом», и монументальных суровых башен, завершённых невысокими шатрами (сохранились остатки Якутской крепости-острога, 1683, Братского и Илимского острогов в Сибири; оба 17 в.). В кон. 19 – нач. 20 вв. мн. архитекторы обращались к формам и декору народного Д. з. при постройке выставочных павильонов, дач, ж.-д. станций. Попытки вернуться к нац. образцам Д. з. определили архит. стилизации И. П. Ропета и программу «русского стиля», положив начало т. н. гор. фольклору в жилом строительстве (Погодинская изба на Девичьем поле в Москве, 1850-е гг., Н. В. Никитин, и др.), распространившемуся также в рос. деревне. В сов. период дерев. павильоны, в т. ч. в стилистике авангарда, были сооружены на первой Всерос. с.-х. и кустарно-пром. выставке 1923 в Москве (павильон «Махорка» К. С. Мельникова и др.).
В 20 в. улучшение качеств древесины (антисептирование, прессование и др.), применение спец. клеёв для соединения дерев. элементов позволили создавать конструкции любого формата и формы, дали ещё больше возможностей для использования дерева в совр. архитектуре. Новые формообразоват. возможности в области Д. з. были продемонстрированы в проектах фин. арх. А. Аалто. Малоэтажные жилые дома из сборных дерев. каркасов и панелей заводского изготовления распространены в США, Норвегии, Финляндии, Швейцарии и районах Крайнего Севера РФ. См. также Деревянные конструкции.