Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕМЕ́ТРИЙ ИЗ АЛОПЕ́КИ

Авторы: Д. Ю. Молок

ДЕМЕ́ТРИЙ ИЗ АЛОПЕ́КИ (Δημήτριος  ̓Aλωπεϰηθεν), др.-греч. скульп­тор 4 в. до н. э. Ало­пе­ка – ат­ти­че­ский дем Ан­ти­охий­ской фи­лы, к ко­то­ро­му при­над­ле­жал и Со­крат. Вре­мя дея­тель­но­сти Д. из А. ус­та­нав­ли­ва­ет­ся по на­пи­са­нию букв в его сиг­на­ту­рах, со­хра­нив­ших­ся на ба­зах ста­туй: ок. 400–360 до н. э. В ан­тич­ных ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ет­ся 8 про­из­ве­де­ний Д. из А., в осн. по­свя­ще­ний на афин­ском Ак­ро­по­ле; все – порт­ре­ты из брон­зы, за ис­клю­че­ни­ем Афи­ны Мик­ти­ки («гу­дя­щая» – по­то­му что «змеи на её Гор­го­не зву­чат в от­вет на зву­ки ки­фа­ры», по сви­де­тель­ст­ву Пли­ния Стар­ше­го). Пли­ний упо­ми­на­ет ещё 2 ста­туи Д. из А.: всад­ни­ка Си­мо­на (ве­ро­ят­но, брон­зо­вая кон­ная ста­туя) и жри­цы Ли­си­ма­хи (из­вест­на по рим. ко­пи­ям в мра­мо­ре). Лу­ки­ан (в соч. «Лю­би­тель лжи») опи­сы­ва­ет ста­тую пол­ко­вод­ца Пе­ли­ха, изо­бра­жён­но­го с поч­ти ка­ри­ка­тур­ным сход­ст­вом (тол­сто­брю­хий, пле­ши­вый и т. п.). По мне­нию Квин­ти­лиа­на, Д. из А. «че­рес­чур ув­ле­кал­ся прав­ди­во­стью и стре­мил­ся бо­лее к сход­ст­ву, чем к кра­со­те».

Лит.: Вальд­гау­эр О. Ф. Этю­ды по ис­то­рии ан­тич­но­го порт­ре­та. П., 1921. Т. 1; Berger E. Die Statue einer Greisin // Antike Kun­s­t­wer­ke. 1968. № 11.

Вернуться к началу