Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУАЯСАМИ́Н ОСВАЛЬДО

О. Гуаясамин. Из серии «Время гнева». 1963. Фонд О. Гуаясамина (Кито).

ГУАЯСАМИ́Н (Guayasamín) Ос­валь­до (6.7.1919, Ки­то – 10.3.1999, там же), эк­ва­дор. ху­дож­ник; поч. чл. АХ СССР (1988). Из ин­дей­ской се­мьи. В 1932–41 учил­ся в Нац. шко­ле изящ­ных ис­кусств в Ки­то. В нач. 1940-х гг. по­се­тил Мек­си­ку (ис­пы­тал влия­ние Х. К. Оро­ско), в 1942–46 – США, стра­ны Лат. и Юж. Аме­ри­ки, СССР. Сре­ди осн. про­из­ве­де­ний: се­рии кар­тин и ри­сун­ков «До­ро­га слёз» (1946–1952; вклю­ча­ет цик­лы: «Не­гры», «Ме­ти­сы», «Ин­дей­цы»), «Вре­мя гне­ва» (на­ча­ли соз­да­вать­ся в 1962, все – в фон­де Г. в Ки­то); мо­ну­мен­таль­ные ра­бо­ты – «Икар и По­бе­да» (рос­пись До­ма эк­ва­дор. куль­ту­ры в Ки­то, 1948), «По­ко­ре­ние Аме­ри­ки че­ло­ве­ком» («От­кры­тие Ама­зон­ки»; рос­пись Двор­ца пра­ви­тель­ст­ва в Ки­то, 1959), мо­заи­ка на фа­са­де цен­тра «Си­мон Бо­ли­вар» в Ка­ра­ка­се (Ве­не­су­эла, 1954). Пи­сал так­же пей­за­жи, на­тюр­мор­ты, ню, ра­бо­тал в об­лас­ти скульп­ту­ры и юве­лир­но­го иск-ва, соз­да­вая из­де­лия в тра­диц. ин­дей­ском сти­ле. Жи­во­пись Г. от­ли­ча­ет­ся экс­прес­си­ей цве­та, тон­ко­стью ли­ней­ной про­ра­бот­ки, уг­ло­ва­то­стью форм.

Лит.: Camón Aznar J. O. Guayasamín. Barce­lona, 1973; Lassaigne J. O. Guayasamín. Bar­celona, 1977.

Вернуться к началу