Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́ЛДЕ

Авторы: Т. П. Каптерева

ВЕ́ЛДЕ (van de Velde), се­мья голл. жи­вопис­цев, ри­со­валь­щи­ков и офор­ти­стов 17 – нач. 18 вв.

Вил­лем ван де В. Стар­ший (ок. 1611, Лей­ден – 13.12.1693, Лон­дон) про­ис­хо­дил из се­мьи мо­ре­пла­ва­те­лей. В мо­ло­до­сти был мо­ря­ком; ве­ро­ят­но, жи­во­пи­си обу­чал­ся са­мо­стоя­тель­но. С 1672 на­хо­дил­ся на служ­бе англ. ко­ро­ля Кар­ла II. Изо­бра­жал пре­им. ко­раб­ли и мор. сра­же­ния (б. ч. ра­бот – в Нац. мор. му­зее Грин­ви­ча, Лон­дон; в жи­во­пи­си пред­по­чи­тал тех­ни­ку гри­зай­ля). По его кар­то­нам бы­ла вы­пол­не­на се­рия шпа­лер в па­мять бит­вы при Сол­бей (в со­бра­ни­ях Хэмп­тон-кор­та и Бу­кин­гем­ско­го двор­ца, Лон­дон). Отец Вил­ле­ма ван де В. Млад­ше­го и Ад­риа­на ван де Велде.

В. ван де Велде Младший. «Пушечный залп». Ок. 1660. Рейксмюсеум (Амстердам).

Вил­лем ван де В. Млад­ший [кре­щён 18.12.1633, Лей­ден – 6.4.1707, Грин­вич (?)], обу­чал­ся у от­ца, за­тем у С. де Вли­ге­ра в Вест­ле. Круп­ней­ший из голл. ма­ри­ни­стов, до 1672 ра­бо­тал в Ам­стер­да­ме, за­тем вме­сте с от­цом пе­ре­ехал в Анг­лию, где ра­бо­тал при дво­ре (кол­лек­ция его про­из­ве­де­ний – в Бу­кин­гем­ском двор­це, Нац. мор. му­зее Грин­ви­ча и Хэмп­тон-кор­те). Пи­сал ви­ды по­бе­ре­жья («Бе­рег в Схе­ве­нин­ге­не», Нац. га­ле­рея, Лон­дон), ма­ри­ны («Су­да на рей­де», 1653, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург, и др.). Удач­но со­че­тал тща­тель­ность ри­сун­ка с тон­кой пе­ре­да­чей ат­мо­сфе­ры и ос­ве­ще­ния («Пу­шеч­ный залп», ок. 1660, Рейкс­мю­се­ум, Ам­стер­дам). Для за­ла за­се­да­ний ко­мис­сии пор­та Ам­стер­да­ма на­пи­сал ог­ром­ную па­рад­ную ма­ри­ну «За­лив Эй у Ам­стер­да­ма» (1686). К кон­цу жиз­ни соз­дал изящ­ную се­рию за­ри­со­вок ко­раб­лей, ис­пол­нен­ных ка­ран­да­шом и пе­ром.

А. ван де Велде. «Побережье близ Схевенингена». 1658. Картинная галерея (Кассель).

Ад­ри­ан ван де В. (кре­щён 30.11.1636, Ам­стер­дам – по­хо­ро­нен 21.1.1672, там же), учил­ся у от­ца в Ам­стер­да­ме и у Я. Вей­нан­тса в Хар­ле­ме. Ис­пы­тал влия­ние Ф. Вау­эр­ма­на и П. Пот­те­ра; по­се­тил Ита­лию в 1653–56. Пи­сал пей­за­жи с изо­бра­же­ни­ем лю­дей и жи­вот­ных, сле­дуя нац. ли­рич. тра­ди­ции и мяг­кой жи­во­пис­но­сти приё­мов («По­бе­ре­жье близ Схе­ве­нин­ге­на», 1658, КГ, Кас­сель; «Зи­ма», 1668, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; «Охо­та», 1669, ГМИИ, и др.), порт­ре­ты. В его твор­че­ст­ве, от­ме­чен­ном про­сто­той и де­мо­кра­тич­но­стью об­ра­зов, по­сте­пен­но уси­ли­лись тен­ден­ции к за­ни­ма­тель­но­сти и на­ряд­ной изы­скан­но­сти изо­браже­ний. Соз­да­вал так­же кар­ти­ны на ми­фо­ло­гич. и ал­ле­го­рич. сю­же­ты («Мер­ку­рий и Ар­гус», 1663, со­б­ра­ние Лих­тен­штейн, Ва­дуц; «Не­вин­ность ме­ж­ду Доб­ро­де­те­ля­ми и По­ро­ка­ми», 1663, ГМИИ).

Лит.: Willem Van de Velde de oude, 1611–1693, scheepstekenaar. (Cat.). Rotterdam, 1980; The art of the Van de Veldes. (Cat.). L., 1982; Robinson M. S. Van de Velde: a catalogue of the paintings of the Elder and the Jounger Willem Van de Velde. L., 1990. Vol. 1–2.

Вернуться к началу