ВЕ́ЛДЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕ́ЛДЕ (van de Velde), семья голл. живописцев, рисовальщиков и офортистов 17 – нач. 18 вв.
Виллем ван де В. Старший (ок. 1611, Лейден – 13.12.1693, Лондон) происходил из семьи мореплавателей. В молодости был моряком; вероятно, живописи обучался самостоятельно. С 1672 находился на службе англ. короля Карла II. Изображал преим. корабли и мор. сражения (б. ч. работ – в Нац. мор. музее Гринвича, Лондон; в живописи предпочитал технику гризайля). По его картонам была выполнена серия шпалер в память битвы при Солбей (в собраниях Хэмптон-корта и Букингемского дворца, Лондон). Отец Виллема ван де В. Младшего и Адриана ван де Велде.
Виллем ван де В. Младший [крещён 18.12.1633, Лейден – 6.4.1707, Гринвич (?)], обучался у отца, затем у С. де Влигера в Вестле. Крупнейший из голл. маринистов, до 1672 работал в Амстердаме, затем вместе с отцом переехал в Англию, где работал при дворе (коллекция его произведений – в Букингемском дворце, Нац. мор. музее Гринвича и Хэмптон-корте). Писал виды побережья («Берег в Схевенингене», Нац. галерея, Лондон), марины («Суда на рейде», 1653, Эрмитаж, С.-Петербург, и др.). Удачно сочетал тщательность рисунка с тонкой передачей атмосферы и освещения («Пушечный залп», ок. 1660, Рейксмюсеум, Амстердам). Для зала заседаний комиссии порта Амстердама написал огромную парадную марину «Залив Эй у Амстердама» (1686). К концу жизни создал изящную серию зарисовок кораблей, исполненных карандашом и пером.
Адриан ван де В. (крещён 30.11.1636, Амстердам – похоронен 21.1.1672, там же), учился у отца в Амстердаме и у Я. Вейнантса в Харлеме. Испытал влияние Ф. Вауэрмана и П. Поттера; посетил Италию в 1653–56. Писал пейзажи с изображением людей и животных, следуя нац. лирич. традиции и мягкой живописности приёмов («Побережье близ Схевенингена», 1658, КГ, Кассель; «Зима», 1668, Нац. галерея, Лондон; «Охота», 1669, ГМИИ, и др.), портреты. В его творчестве, отмеченном простотой и демократичностью образов, постепенно усилились тенденции к занимательности и нарядной изысканности изображений. Создавал также картины на мифологич. и аллегорич. сюжеты («Меркурий и Аргус», 1663, собрание Лихтенштейн, Вадуц; «Невинность между Добродетелями и Пороками», 1663, ГМИИ).