БЕРРУГЕ́ТЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕРРУГЕ́ТЕ (Berruguete), семья исп. художников.
Педро [ок. 1450, Паредес-де-Нава, близ Паленсии – до 6.1.1504, Паленсия (по др. сведениям, Авила)], живописец. Между 1475 и 1482 работал в Урбино (Италия) при дворе герцога Федериго да Монтефельтро; исполнил портреты герцога и его приближённых, серию изображений великих мужей древности для герцогского дворца (совм. с Йосом ван Гентом; ныне дворец в Урбино; Лувр, Париж), цикл «Аллегории свободных искусств» для библиотеки дворца (Нац. галерея, Лондон). С 1483 жил в Испании, стал первым художником исп. Возрождения. Созданные им алтарные образы (для ц. Св. Евлалии в Паредес-де-Нава, ц. Св. Фомы и собора в Авиле и др.) отмечены печатью аскетизма и суровой выразительности, ренессансное знание научной перспективы и обилие жизненных подробностей совмещаются у Б. со ср.-век. традициями (статичность поз, разномасштабность фигур): «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (Королевская капелла, Гранада), сцены из жизни святых Петра, Доминика, Елены, Фомы.
Алонсо (между 1486 и 1489, Паредес-де-Нава – сент. 1561, Толедо), скульптор и живописец. Сын и ученик Педро. Ок. 1504–17 жил в Риме и Флоренции, испытал влияние Микеланджело. Затем работал в Испании, с 1539 – в Толедо. Исполнял преим. ретабло: «Поклонение волхвов» в ц. Сантьяго в Вальядолиде (золочёное дерево, 1537), в ц. Сантьяго в Касерасе (раскрашенное дерево, 1557–58) и др.; рельефы скамей (дерево, алебастр, с 1537) и группа «Преображение» для хора собора в Толедо (алебастр, 1543–48); также надгробия (кардинала Таверы в церкви госпиталя в Толедо, мрамор, 1552–61). Скульптура Б. исполнена экспрессивного драматизма и экзальтации. Написал ряд религ. картин (тондо «Богоматерь с Младенцем и Иоанном Крестителем», до 1518, Палаццо Веккьо, Флоренция, и др.), близких флорентийскому маньеризму.