Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕРРУГЕ́ТЕ

БЕРРУГЕ́ТЕ (Berruguete), се­мья исп. ху­дож­ни­ков.

П. Берругете. «Св. Доминик на аутодафе». Кон. 1490-х гг. Прадо (Мадрид).

Пед­ро [ок. 1450, Па­ре­дес-де-На­ва, близ Па­лен­сии  до 6.1.1504, Па­лен­сия (по др. све­де­ни­ям, Ави­ла)], жи­во­пи­сец. Ме­ж­ду 1475 и 1482 ра­бо­тал в Ур­би­но (Ита­лия) при дво­ре гер­цо­га Фе­де­ри­го да Мон­те­фельт­ро; ис­пол­нил порт­ре­ты гер­цо­га и его при­бли­жён­ных, се­рию изо­бра­же­ний ве­ли­ких му­жей древ­но­сти для гер­цог­ско­го двор­ца (совм. с Йо­сом ван Ген­том; ны­не дво­рец в Ур­би­но; Лувр, Па­риж), цикл «Ал­ле­го­рии сво­бод­ных ис­кусств» для биб­лио­те­ки двор­ца (Нац. га­ле­рея, Лон­дон). С 1483 жил в Ис­па­нии, стал пер­вым ху­дож­ни­ком исп. Воз­ро­ж­де­ния. Соз­дан­ные им ал­тар­ные об­ра­зы (для ц. Св. Ев­ла­лии в Па­ре­дес-де-На­ва, ц. Св. Фо­мы и со­бо­ра в Ави­ле и др.) от­ме­че­ны пе­ча­тью ас­ке­тиз­ма и су­ро­вой вы­ра­зи­тель­но­сти, ре­нес­санс­ное зна­ние на­уч­ной пер­спек­ти­вы и оби­лие жиз­нен­ных под­роб­но­стей со­вме­ща­ют­ся у Б. со ср.-век. тра­ди­ция­ми (ста­тич­ность поз, раз­но­мас­штаб­ность фи­гур): «Ио­анн Еван­ге­лист на ост­ро­ве Пат­мос» (Ко­ро­лев­ская ка­пел­ла, Гра­на­да), сце­ны из жиз­ни свя­тых Пет­ра, До­ми­ни­ка, Еле­ны, Фо­мы.

А. Берругете. «Пророк Иона, покидающий чрево кита». Деталь рельефа скамей хора собора в Толедо. Дерево. Кон. 1530-х гг.

Алон­со (ме­ж­ду 1486 и 1489, Па­ре­дес-де-На­ва сент. 1561, То­ле­до), скульп­тор и жи­во­пи­сец. Сын и уче­ник Пед­ро. Ок. 150417 жил в Ри­ме и Фло­рен­ции, ис­пы­тал влия­ние Ми­ке­ланд­же­ло. За­тем ра­бо­тал в Ис­па­нии, с 1539  в То­ле­до. Ис­пол­нял пре­им. ре­таб­ло: «По­кло­не­ние вол­хвов» в ц. Сан­ть­я­го в Валь­я­до­ли­де (зо­ло­чё­ное де­ре­во, 1537), в ц. Сан­ть­я­го в Ка­се­ра­се (рас­кра­шен­ное де­ре­во, 155758) и др.; релье­фы ска­мей (де­ре­во, але­бастр, с 1537) и груп­па «Пре­об­ра­же­ние» для хо­ра со­бо­ра в То­ле­до (але­бастр, 154348); так­же над­гро­бия (кар­ди­на­ла Та­ве­ры в церк­ви гос­пи­та­ля в То­ле­до, мра­мор, 155261). Скульп­ту­ра Б. ис­пол­не­на экс­прес­сив­но­го дра­ма­тиз­ма и эк­заль­та­ции. На­пи­сал ряд ре­лиг. кар­тин (тон­до «Бо­го­ма­терь с Мла­ден­цем и Ио­ан­ном Кре­сти­те­лем», до 1518, Па­лац­цо Век­кьо, Фло­рен­ция, и др.), близ­ких фло­рен­тий­ско­му мань­е­риз­му.

Лит.: Gaya Nuno J. A. A. Berruguete en Toledo. Barcelona, 1959; Camón Aznar J. A. Berruguete. Madrid, 1980; P. Berruguete. Madrid, 1985.

Вернуться к началу