Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМА́РНСКОЕ ИСКУ́ССТВО

Авторы: Т. П. Каптерева
Амарнское искусство. «Семья фараона Эхнатона». Рельеф. Известняк. Государственные музеи (Берлин).

АМА́РНСКОЕ ИСКУ́ССТВО (амарн­ский стиль), обо­зна­че­ние др.-егип. ис­кус­ст­ва эпо­хи Амен­хо­те­па IV (Эх­на­то­на; 1368–1351 до н. э.). В руи­нах Ахе­та­то­на (на мес­те совр. Эль-Амар­ны – от­сю­да назв.) об­на­ру­же­ны про­из­ве­де­ния, сви­де­тель­ст­вую­щие о яр­ком (хо­тя и крат­ком) рас­цве­те сти­ля, не впол­не обыч­но­го для др.-егип. иск-ва. На ран­нем эта­пе фор­ми­ро­ва­ния А. и. влия­ние ре­фор­ма­тор­ских идей, на­прав­лен­ных про­тив ста­ро­го ре­лиг. ка­но­на, про­яви­лось в экс­прес­сив­ной, поч­ти гро­те­ск­ной фор­ме: в изо­бра­же­ни­ях Эх­на­то­на и чле­нов его се­мьи утри­ро­ва­ны фа­миль­ные чер­ты, де­фор­ми­ро­ва­ны фи­гу­ры. Ост­ро­та ха­рак­те­ри­стик в позд­них про­из­ве­де­ни­ях сме­ни­лась бла­го­род­ной сдер­жан­но­стью об­ра­зов. Со­хра­няя тра­диц. приё­мы и сти­ли­сти­ку, мас­те­ра А. и. при­да­ли офиц. иск-ву ли­рич. ок­ра­ску по­ни­ма­ни­ем кра­со­ты зем­ной жиз­ни и ес­теств. че­ло­ве­че­ских чувств – напр., фа­ра­он пред­став­лен как лю­бя­щий семь­я­нин, бе­се­дую­щий с же­ной, лас­каю­щий де­тей. Скульп­тур­ные порт­ре­ты Эх­на­то­на и ца­ри­цы Не­фер­тити (Егип. му­зей, Ка­ир; Гос. му­зеи, Бер­лин), об­нару­жен­ные в мас­тер­ской скульп­то­ра Тут­ме­са, по­ко­ря­ют оду­хо­тво­рён­но­стью об­ра­зов, чис­то­той форм и стро­гих ли­ний. Влия­ние А. и. ска­за­лось в про­из­ве­де­ни­ях сер. 14 в. до н. э., осо­бен­но в со­кро­ви­щах гроб­ни­цы Ту­тан­ха­мо­на (об­на­ру­же­на в 1922 в До­ли­не ца­рей): зо­ло­той сар­ко­фаг, зо­ло­тая с цвет­ной ин­кру­ста­ци­ей порт­рет­ная мас­ка, тро­ны, дра­го­цен­ная ут­варь, ук­ра­ше­ния (Егип. му­зей, Ка­ир) со­хра­ни­ли тех­ническое со­вер­шен­ст­во, ари­сто­кра­тизм, утон­чён­ную де­ко­ра­тив­ность амарн­ско­го ис­кус­ст­ва.

Лит.: Ма­тье М. Э. Ис­кус­ст­во древ­не­го Егип­та. М., 1970; Müller M. Die Kunst Ameno­phis’ III und Echna­tons. Ba­sel, 1988.

Вернуться к началу