КО́МИ-ПЕРМЯКИ́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́МИ-ПЕРМЯКИ́ (пермяки; самоназвания – коми-морт, коми-отир, коми-пермяккез), финно-угорский народ в России. Численность 94,5 тыс. чел., в т. ч. в Пермском крае – 81,1 тыс. чел., Тюменской области – 2,6 тыс. чел., Кировской обл. – 0,4 тыс. чел. (2010, перепись). Говорят на коми-пермяцком языке, 98,4 % владеют рус. яз. Верующие – православные (в т. ч. староверы).
Предки К.-п. отождествляются с носителями родановской культуры; начало сложения общностей коми-пермяков и, вероятно, коми восходит к культуре Гляденово. В рус. источниках К.-п. называются великой пермью. Русские поселяются на верхней Каме в 14–15 вв., к 15 в. земли К.-п. вошли в состав Русского государства. В 1463 К.-п. были крещены, причём, в отличие от марийцев или удмуртов, православие среди них прочно укоренилось и языческие верования быстро утратили свою роль. К 17 – нач. 19 вв. сложились локальные группы К.-п.: южные, или иньвенцы (в 16 в. грамотами Ивана IV Васильевича Грозного их земли были пожалованы Григорию Строганову, и к 17 в. они оказались крепостными Строгановых), – на реках Иньва и Нердва (Кудымкарский и Юсьвинский районы Пермского края); северные – в бассейнах рек Коса и Лупья (Гайнский, Косинский и Кочёвский районы Пермского края); язьвинцы (Красновишерский р-н Пермского края), переселившиеся из Чердыни в 17 в., среди них особенно распространено старообрядчество, сильно ассимилированы, последний раз зафиксированы переписью в 1926; верхнекамские, или зюздинцы, – в верховьях Камы (Афанасьевский район Кировской области). В Коми-Пермяцком национальном округе К.-п. первоначально составляли 76,9% нас. (русские преобладали в Юрлинском и на западе Гайнского района). В 1920–30-е гг. возникли коми-пермяцкая лит-ра, школа, театр. Доля К.-п. сократилась (до 54,1% в 1959) из-за притока рус. населения на лесозаготовки в сер. 20 в., но к 2002 выросла до 59%. Составляют большинство в Кочёвском, Кудымкарском и Косинском районах. Значительна миграция К.-п. за пределы округа – в Пермский край, Свердловскую область, Западную Сибирь и на Северный Кавказ. Продолжается ассимиляция К.-п. Ок. 40% живут в городах. В 1990 создано Общество радетелей коми-пермяцкого языка «Югэр», в 2001 – движение «Коми-пермяцкий народ».
Традиц. культура типична для народов Европейского Севера России (см. раздел Традиционная культура народов России в томе «Россия»). Занимались в осн. земледелием; у юж. К.-п. господствовало трёхполье, у северных до нач. 20 в. сохранялась подсечно-огневая система. Выращивали в осн. овёс. Землю обрабатывали сохой (гэр), в кон. 19 в. распространилась соха-косуля. В отличие от коми, К.-п. занимались свиноводством, иньвинцы и зюздинцы – птицеводством. Поскольку леса были собственностью Строгановых, охота и рыболовство были развиты слабее, чем у коми. Промысловая охота существовала только у сев. К.-п. и у язьвинцев. На юге распространён гнездовой тип расселения, на севере – линейный. Жилище (керку) – изба, на севере – на высоком, на юге – на низком подклете; имела три окна в торцовой (до 20 в. одно – косящатое, два – волоковые) и одно (волоковое) в боковой стене. На юге и у зюздинцев изба часто обращена на улицу боковой стеной. К избе двурядной, на севере – однорядной связи примыкали сени (посэдз) и клеть (чом); чом строился на более высоком подклете, чем изба и сени, под ним – хлев или сенник. Глинобитная печь (гор) стоит у задней стены устьем к передней (сев.-рус. тип планировки) или боковой (зап.-рус. тип) стене, красный угол – напротив входа; ранее печь ставилась напротив входа. К печи примыкает голбец. На юге распространена покоеобразная планировка вятского типа, во двор вели ворота под двускатной кровлей. Одежда близка к одежде коми. Меньше, чем у коми, были распространены фабричные ткани. Женщины носили рубаху с прямыми поликами (йэрнэс), сарафан (дубас) с поясом (покром) и передником (запон). Женские головные уборы – повойник (моршень) типа кокошника с полукруглым очельем либо с твёрдым дном (самшура). В отличие от коми, которые носили кожаную обувь (коты), К.-п. ходили в лаптях.
Устное творчество. Сюжеты коми-пермяцких сказок и легенд (о женских божествах и др.) во многом отличны от фольклора коми. Для традиц. вокальной музыки существенно различие песенных (преим. многоголосные, б. ч. на рус. яз.) и условно речитативных (сольные, на яз. коми) жанров. К последним относятся похоронные, поминальные, свадебные причитания (герйетаннэз, олляланнэз, причёттэз), детские прибаутки, песни-сказки, колыбельные (эвйэтаннэз), заклички, почти исчезнувшие бытовые импровизации. Распространены песни (сьыланкыввез): семейно-обрядовые (свадебные, рекрутские), календарные (круговые бергалан, игровые рождественские, троицкие, «качульные» – качельные), а также неприуроченные – протяжные (кузь песняэз), плясовые (йэктэтаннэз), поздние лирические. Среди муз. инструментов: струнный сигудэк (вышел из употребления), до недавнего времени сохранялись разл. флейты – женские многоствольные (пэляннэз), продольная тростниковая (пэлян, умра, тури гум), продольная деревянная (пу пэлян), охотничьи манки; в 20 в. распространились гармоника, балалайка.