КАБАРДИ́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАБАРДИ́НЦЫ (самоназвание – адыгэ), адыгский народ в России, осн. население Кабардино-Балкарии (см. также Кабарда). Живут в осн. в равнинной и предгорной части КБР (большинство населения Чегемского, Урванского, Лескенского, Терского, Зольского, Баксанского р-нов и г. Нальчик). Компактно проживают также в аулах Ходзь, Блечепсин и Кошехабль Кошехабльского и Уляп Красногвардейского районов Адыгеи; после постройки крепости Моздок (1763) – в Моздоке и Моздокском р-не Сев. Осетии и прилегающем Курском районе Ставропольского края – моздокские адыги (мэздэгу адыгэ). Численность 517 тыс. чел., в т. ч. в Кабардино-Балкарии 490,5 тыс. чел., Ставропольском кр. 8 тыс. чел., Сев. Осетии 2,8 тыс.чел. (2010, перепись). Живут также в Турции, Сирии, Иордании (называются там «адыгами», «черкесами»), в странах Европы, Африки и Америки. Общая численность ок. 700 тыс. чел. (2010, оценка). Говорят на кабардино-черкесском языке. 96,8% говорят также на русском яз. Верующие – в осн. мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба, моздокские К. – православные.
Восходят к одному из подразделений адыгского населения Центр. Кавказа, отождествляемого с вост. ветвью касогов. Далёкими предками К. можно считать хебаров, упоминаемых в «Истории» Мовсеса Хоренаци. По др. версии, их предки переселились в 13–15 вв. с Зап. Кавказа. С 15–16 вв. К. («кабардинские черкесы») известны в составе «пятигорских черкесов», доминировавших в горах и степных предгорьях от Лабы (левый приток Кубани) до низовьев Терека.
Традиц. культура, общая с др. адыгскими народами, типична для народов Кавказа (см. в ст. Азия). Осн. традиц. занятия – пашенное земледелие и отгонное скотоводство. Разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец (грубошёрстная курдючная порода), коз. Знаменита кабардинская порода лошадей с двумя главными разновидностями – шагди и шолох, приспособленными к разл. формам ведения боя. Традиционно как тягловые животные применялись волы. Со 2-й пол. 19 в. лошадей стали также запрягать в подводы и появилось их разделение на ездовых (уанэш) и тягловых (шыгуш). Перегон скота и его содержание на горных пастбищах регулировались обычным правом с чётким распределением ролей.
Осн. с.-х. культура – просо, с 17–18 вв. распространяются также пшеница и кукуруза. До нач. 20 в. господствовало переложное земледелие. Пахали тяжёлым плугом (пхааша), который был заимствован др. народами Сев. Кавказа под названием кабардинского, или черкесского, плуга. Плужная упряжка (вэрэвий) состояла обычно из 8 волов. Малые семьи объединялись в супрягу (дзей). Было развито пчеловодство (мёд и воск были важнейшими статьями черкес. экспорта). Традиц. ремёсла – плетение циновок из камыша, изготовление сукон (широко известны кабард. бурки), золотошвейное и ювелирное дело, изготовление холодного и огнестрельного оружия (в 17 в. кабард. оружейники были приглашены в Москву царём Алексеем Михайловичем), резьба по дереву (круглые треножные столики ана, посуда, детали жилища и др.) и камню (надгробия, украшенные родовой тамгой).
Традиц. поселения (куажэ) имели разбросанную планировку и состояли в среднем из 100 дворов. В центре находились площадь для собраний с мечетью и кладбище. В 1865–68 рус. администрацией было проведено укрупнение кабард. поселений (куажэзахохус – загон селений в одно место): из 126 посёлков, сохранившихся после Кавказской войны, осталось 44; жители старых поселений образовывали на новом месте кварталы (хабла) с мечетью и кладбищем, получавшие отд. название; кварталы делились на патронимич. участки, ранее обносившиеся стеной. Усадьбу (пщантэ) населяла большая патриархальная семья (унагошхо зэхэс), насчитывавшая со слугами (лагоноут, унаут) до 60 чел. Усадьба включала гостевой двор с кунацкой (хачеш).
Жилище (унэ) турлучное с камышовой крышей и двумя входами: для мужчин (гупэбжа) – со стороны фасада и для женщин (хэгогубжа, шыгогушхагубжа) – с противоположной стороны. В доме (унашхо) жили родители с несовершеннолетними детьми. Для совершеннолетних детей строились отд. помещения (для сыновей – лагуна, для дочерей – пшашагуна). В кон. 19 – нач. 20 вв. получили распространение длинные дома (уначих) с унашхо в центре; помещения для малых семей имели отд. входы; вдоль дома шёл навес на столбах. Помещение отапливалось очагом с дымарём у входа. За очагом помещалась почётная часть дома (жанта) с хозяйской кроватью (с высокими резными стенками с трёх сторон), устланной коврами или циновками; у очага висел молитвенный коврик (намазлык), заднюю стену занимали полки с парадной посудой и хозяйств. утварью. Ели за маленькими трёхногими столиками, которые в остальное время висели на стене.
Мужская одежда – штаны, заправленные в войлочные и кожаные ноговицы, бешмет (каптал), черкеска (цей), бурка, папаха (в кон. 19 – нач. 20 вв. – конусообразная, с 1930-х гг. – расширяющаяся кверху), башлык. Женщины носили шаровары (гуэншэдж) и рубаху (джанэ); тёмно-красный, чёрный или синий кафтанчик (чикгрыб) с серебряными и золотыми украшениями: нагрудниками (чику), наплечниками (даматетл), цепочками (бларипс), бубенцами по бокам (ланыко чику); распашное платье (босцей) с серебряным или золотым поясом (бгырыпх). Для знатной девушки считались красивыми тонкая талия и плоская грудь, поэтому после 10–12 лет носили корсет (коншыба) с деревянными пластинами, который не снимали ни днём, ни ночью (его снимал жених в первую брачную ночь). Молодые женщины носили высокую шапку, украшенную золотом (дышапыа, букв. – золотая шапка); после рождения первого ребёнка голову повязывали тёмным платком (концы пропускали сзади под косами и затем завязывали особым узлом на темени) и сверху – светлой шалью. Традиц. одежда бытовала до сер. 20 в., затем сохранялась как праздничная (свадебная), с нач. 21 в. возрождается как нарядный костюм.
Осн. пища – густая каша из проса (паста) или кукурузной муки (мамалыга), лепёшки из кукурузной муки, варёная (часто – цельной тушей бгуэ) или жаренная на вертеле баранина, куриное мясо, сыр, приправы из чеснока, кислого молока и муки. К. не едят свинину, грибы, мало употребляют рыбу, зелень, пряности. Праздничный напиток – буза (маххсыма) из просяной муки.
Во главе семьи стоял старший мужчина (унэ тхамада). Никто из членов семьи не мог сесть с ним за один стол, за исключением внуков и правнуков, воспитание и первичная социализация которых (шангаса, гасапатхыда) лежали на тхамаде. Его жена (уна гуаша – «княгиня дома») считается главой женской половины семьи, может более тесно и непринуждённо общаться с детьми и невестками. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа с обилием описательных конструкций. Сиблинги обозначаются одним термином с добавлением показателей пола. Семьи объединяются в патрилинейные кланы (лапк) и патронимии (заунакош), владеющие родовыми знаками (тамга). Формальный глава клана – старший в роду мужчина, выделяется также реальный управляющий делами клана (лапк унафаш). Каждый человек должен знать свою родословную до 7-го колена, называя имена 7 предков по отцовской линии снизу вверх (адацибл) или сверху вниз (тлаужибл). Почитают также родственников с материнской стороны (анэш). По матери определялась сословная принадлежность человека. Специально выделяется узкий круг ближайшей родни (лы – плоть, зэл – единая, общая плоть) и свойственников (блага). С кон. 20 в. проводятся съезды (лапк зауча), издаются газеты отд. родств. объединений и т. п.
Традиц. идеология К. основана на этике воинов-уорков (уэркъыгъэ), в центре которой – понятие рыцарской чести (уэркъ напэ). Сохранялись обычаи родовой экзогамии, аталычества, куначества. Был чрезвычайно развит обряд гостеприимства. Кровная месть часто заменялась выкупом (тлиуаса – плата за кровь) или установлением отношений фиктивного родства: усыновлением убийцы родом убитого или воспитанием родом убийцы ребёнка, похищенного из рода убитого.
Брак осуществлялся через сватовство, похищение или имитацию похищения невесты. Невеста часто жила неск. недель во врем. жилище (тешараш) у друзей жениха, после чего её торжественно привозили в дом родителей и устраивали свадьбу (хаготлиго); в течение этого периода жених и невеста избегали встреч с родственниками, друг с другом виделись только ночью тайком под охраной дружки (шаокот). Завершался свадебный цикл вводом невесты в дом жениха и её знакомством с его женской роднёй.
Сохраняются домусульманские верования и пантеон: бог-творец Тхашхо, божество плодородия Тхагаледж, покровитель охоты Мазитха, молнии – Шибле, покровитель воинов и путешественников Зекутха, кузнецов – Тлепша и др.; элементы христианских культов – Девы Марии, мч. Георгия, Илии-пророка. До 19 в. почитался Св. Крест; бытовали обряды вызывания дождя, жертвоприношения.
Устное творчество типично для всех адыгских народов, близко др. народам Сев. Кавказа и частично Закавказья (абхазы, грузины). Нартский эпос исполняется речитативом, с инструментальным сопровождением или без него. Для песенного стиля характерно двухголосие: пение солиста на фоне хорового бурдона (ежу). Широко распространена традиция кругового застольного пения. Хороводные (уджи), медленные парные (кафа), быстрые сольные и парные (мэздагу, исламей) танцы сопровождались звучанием инструментального ансамбля, нередко также пением. Танцы устраивались в соответствии со строгим порядком: девушки и парни становились двумя рядами друг против друга, причём у парней был свой распорядитель (щала хатияко), у девушек – распорядительница (пшаша хатияко). По указанию гл. руководителя танцев (джагупш, хатияко), стоявшего в центре круга с жезлом в руке, выводили солистов – парня и девушку. На каждом празднике группа пожилых мужчин выбирала «королеву красоты» (пшаша даха).