ИНГУШИ́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНГУШИ́ (самоназвание – гIaлгIай), народ в России, осн. население Ингушетии. Численность 445 тыс. чел. (2010, перепись), в т. ч. в Ингушетии 385,5 тыс., Сев. Осетии 28,3 тыс., Чечне 1,3 тыс., Москве 4,4 тыс. чел. Живут также в Казахстане (16,9 тыс. чел. – 2009, перепись), странах Средней Азии и Ближнего Востока. Вместе с чеченцами образуют общность вайнахов. Говорят на ингушском языке. Верующие – мусульмане-сунниты.
И. – автохтонное население Сев. Кавказа. После татаро-монг. нашествия 13 в. жили в осн. в горах. С кон. 1-го тыс. среди выходцев из Грузии распространяется христианство, в 16–19 вв. – ислам. Большое значение имел суфизм первоначально в форме накшбандийского, со 2-й пол. 19 в. – кадирийского тариката. С кон. 16 в. происходит переселение И. в долины Сунжи и Терека. От назв. с. Ангуш, одного из первых на равнине, происходит этноним «И.» (с кон. 17 в.). В 1944 И. были депортированы в Ср. Азию и Казахстан. В 1957 после восстановления Чечено-Ингуш. АССР вернулись на родину.
Традиц. культура типична для народов Кавказа (см. в ст. Азия). Осн. занятия – земледелие (гл. обр. на равнине) и отгонное скотоводство (в горах). В горах преобладали террасные поля, осн. культуры – ячмень, овёс, на равнине – кукуруза, пшеница, рожь, фасоль, тыква. Уход за крупным рогатым скотом был женским занятием, за овцами (в осн. тушинской и карачаевской пород) – мужским. Были развиты оружейное и ювелирное дело, гончарство, обработка кожи, дерева и камня. Для горных поселений характерны жилые (прямоугольные в плане, 2–3-этажные с плоской кровлей) и боевые (квадратные в плане, в 5–6 этажей с 4-скатной пирамидально-ступенчатой крышей; окна и бойницы прикрывались навесными балкончиками) башни. Из камня возводились также погребальные склепы, в средние века – христианские церкви (позднее использовались как языческие святилища). На равнине поселения были вытянуты вдоль рек и дорог, жилище – длинный саманный или турлучный дом для большой семьи: помещения супружеских пар выходили на общую террасу; в центре находились общая комната, где жил глава семьи, его жена и младшие дети (служила также кухней), и кунацкая. Одежда традиционна для Сев. Кавказа. Характерны мужская конусовидная, расширяющаяся кверху папаха, женский овчинный полушубок, головной убор (кур-харс) в виде шапочки из войлока или кожи с околышем в форме рога, покрытый дорогой тканью с серебряными украшениями (известен по археологич. памятникам с раннего Средневековья), серебряные и медные височные кольца. Социальная структура основана на экзогамных патронимиях-тейпах. Мужчина обязан знать имена и места рождения своих мужских родственников до 7-го колена. Система родства бифуркативно-линейного типа с обилием описательных конструкций. Классификация сиблингов предельно проста: братья и сёстры называются общим термином с добавлением показателей пола. Характерен обычай избегания женихом контактов с тестем и тёщей. По значимости не уступает тейповой вирдовая структура – по принадлежности к определённой суфийской общине (вирд). Сохраняется брачная экзогамия по обеим линиям. До принятия ислама существовал пантеон языческих божеств: верховный бог Дяла (Дэла), бог-громовник Села (Сели), покровитель земледелия Мятцели, богиня плодородия Тушоли, покровитель охотников и диких зверей Елта. Большое значение имел культ покровителей обществ и поселений (ццу). Традиц. праздники – Тушоли цей (богини Тушоли), Сесарий цей (амазонок), Марх Дастар (исламский праздник разговения), Гурба (жертвоприношения), Мовлат (день рождения Мухаммеда), во’ва (по случаю рождения сына и др.). Во время празднования (ловзар) часто разыгрывается шуточное сватовство (бегажах зоахалол). Практиковались жертвоприношения животных, молитвы, гадания, исполняемые жрецами (цан-саг).
Устное творчество. Песенная традиция – одиночная и хоровая (одноголосная и многоголосная), мужская и женская. Значит. место в традиц. культуре занимают нартский эпос, героические (илли), историч., лирич., застольные и др. песни; б. ч. песен исполнялась в сопровождении к.-л. струнного инструмента. Старинные струнные инструменты – только мужские: смычковые адхох пандар и чондарг, 2–3-струнный щипковый дахчак пандар; каждый из них использовался как сольный (программные наигрыши «для слушания») и аккомпанирующий (один и в ансамбле с др. инструментами). Адхох пандар и чондарг применялись также в обряде врачевания; наигрыши на струнных инструментах и пение звучали во время отдыха на коллективных работах Белхи (постройка жилища, лущение кукурузы, мотыжение и др.). Традиц. инструментарий к кон. 19 в. дополнен гармоникой кахат пандар, на которой играют девушки (плясовые песни и наигрыши, совр. песни). Танцы сопровождаются игрой на мембранофоне фата, трещотке. Излюбленный танец – парная лезгинка.