ЧЕЧЕ́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЕЧЕ́НЦЫ (самоназвание – нохчий), вайнахский народ в России, осн. население Чеченской Республики. Численность1,2 млн. чел. (2010, перепись). Живут также в Дагестане (93,7 тыс. чел., в т. ч. аккинцы: в Хасавюртовском р-не 36,4 тыс. чел., Казбековском р-не 4,4 тыс. чел., Новолакском р-не 7,9 тыс. чел., Бабаюртовском р-не 2,8 тыс. чел.), на севере Ингушетии (2-й по численности народ – 18,8 тыс. чел., в т. ч. на севере Сунженского р-на – 9,6 тыс. чел., Малгобекского р-на – 6,2 тыс. чел., в Карабулаке – 0,4 тыс. чел.), в Москве (14,5 тыс. чел.), Ставропольском крае (12 тыс. чел.), Ростовской обл. (11,4 тыс. чел.). Всего в России 1,4 млн. чел. Проживают также на северо-востоке Грузии (кисты – 5,7 тыс. чел., из них в Кахети 5,6 тыс. чел.; 2014, перепись). Говорят в осн. на чеченском языке, распространены также рус. и др. языки. Мусульмане-сунниты. В 1944 Ч. были депортированы в Ср. Азию (в осн. в Киргизию) и Казахстан. После восстановления Чечено-Ингуш. АССР (1957) вернулись на родину.
Традиц. культура типична для народов Кавказа (см. в ст. Азия). Осн. занятие – пашенное земледелие, в т. ч. поливное (пшеница, просо, в горах – ячмень, овёс, полба, рожь; одними из первых на Кавказе – в 17 в. – переняли кукурузу). Осн. орудие – полозное рало (нах). Развито животноводство, в т. ч. отгонное скотоводство (выведены чёрная полукурдючная, халдекароевская и др. породы овец). Были развиты кузнечное (сёла Хакмандой, Верхний Туга, Старые Атаги, Джугурты, Цеча-Акх, Шуани и др.), ювелирное (Макажой, Шарой, Чеберлой, Никарой, Дай, Деча-Акх), оружейное (Сержень-Юрт, Джугурты, Дарго, Шикарой, Цеча-Акх, Шатой, Шарой, Малхиста, Майста) дело, монументальное строительство из камня (фамильные склепы, крепости, боевые и жилые башни), резьба по дереву, гончарство (в осн. на плоскости), произ-во льняного и конопляного холста (гата), сукна (маша, исхар), безворсовых ковров, войлока (бурки, кошмы с аппликацией корза и др.), шёлка (чилла), вышивка. Осн. тип жилища – длинный дом (деха ца), у которого комнаты супружеских пар выходят на общую террасу. Гл. помещение в доме – общая комната (дока ца) с очагом или камином (керч), в котором хозяйка (цера нана) постоянно поддерживала огонь. В жилых башнях в нижнем этаже содержали скот. Мужская одежда – штаны (хеча) с ноговицами (пезагаш) и туникообразная рубаха навыпуск (коч), бешмет (говтал), с 16–17 вв. – черкеска (чоа), головной убор – папаха и конич. шапочка (пес) из хлопчатобумажной ткани. Женщины носили штаны и рубаху (коч), поверх неё – туникообразное глухое или распашное (габали) платье с длинным рукавом с широкой лопастью и с 16–20 рядами металлич. нагрудных застёжек (чэрпазаш), с 18 в. под него надевался шёлковый или бархатный нагрудник (тюйдаргаш) с нашивным орнаментом; головной убор – платок (йовлакх), у пожилых – поверх чухты. Осн. блюда – хлеб (сискал) или галушки (кегир галнаш) из кукурузной муки, лепёшки на кефире (хокам), каша (худар), пироги с начинкой из творога, картофеля (чепалг) или тыквы (хингал), блинчики (гаймакаш), яичная лапша (гарза), творог (калд), сыр (нехча), мясное жаркое (жижиг), фаршированный бараний желудок (чоко жижиг), сушёное мясо (лаха), колбасы и др.; напитки – пиво (йий) и квас (мохса).
Сохраняется деление на патрилинейные группы (тайп, тайпан), подразделяющиеся на более мелкие родств. группы (гара, неки, цхана цийна нах); члены тайпа собирались на советы (кеташо). Бытовало обычное право (адат). Общечеченские вопросы решались Советом страны (Мехк кела), в промежутках между его собраниями – старейшинами (каной) во главе с предводителем (тамада, бэчча). Соседские общины (джамаат) делились на кварталы (купа), управлялись выборным старшиной и общинным судом (кхел); общие вопросы решались на сельском сходе (гулам) на центр. площади (майдан). Сохраняются нормы традиц. этикета. Распространены обычаи взаимопомощи (белхи), гостеприимства, куначества, побратимства, кровной мести, избегания, брачного выкупа (мах-там), сватовства и умыкания. Брачное поселение строго патрилокальное. Девушки с 12–13 лет посещали молодёжные собрания (синкерам) для совместного исполнения какой-либо работы (теребили шерсть, лущили кукурузу и т. п.) и развлечения (ср. Посиделки). Из календарных праздников выделяются зимний Новый год (Керла шо), весенние День выхода плуга и праздник богини плодородия Тушоли и бога грома Селы (Стелы). До нач. 20 в. сохранялись культы верховного бога Диэлы, бога плодородия Мятсиела, покровителя скота Галь-Ерда, охоты – Елта, владыки подземного мира Эштра, отправлявшиеся жрецами в сельских святилищах, культы священных гор, камней, рощ, личных духов-покровителей (тэрым) и др. Фольклор включает обрядовые песни (свадебные, похоронные причитания, песнь вызывания дождя «Кошкури»), лирич. «девичьи песни» (мехкарийн эшарш), нартский эпос, героич. и историч. песни (илли), исполнявшиеся сказителями (илланчи) под аккомпанемент щипкового 2-струнного (дечиг-пондар) и смычкового 3–4-струнного (адхок-пондар) инструментов, историч. предания (шира дийцар – «старинный рассказ»). Из др. инструментов – барабан, бубен, флейта (шодиг), в 20 в. распространилась гармоника (кехат-пондар).