Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЕЧЕ́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: З. И. Хасбулатова

ЧЕЧЕ́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние – нох­чий), вай­нах­ский на­род в Рос­сии, осн. на­се­ле­ние Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки. Чис­лен­ность1,2 млн. чел. (2010, пе­ре­пись). Жи­вут так­же в Да­ге­ста­не (93,7 тыс. чел., в т. ч. ак­кин­цы: в Ха­савюр­тов­ском р-не 36,4 тыс. чел., Каз­бе­ков­ском р-не 4,4 тыс. чел., Но­во­лак­ском р-не 7,9 тыс. чел., Ба­ба­юр­тов­ском р-не 2,8 тыс. чел.), на се­ве­ре Ин­гу­ше­тии (2-й по чис­лен­но­сти на­род – 18,8 тыс. чел., в т. ч. на се­ве­ре Сун­жен­ско­го р-на – 9,6 тыс. чел., Мал­го­бек­ско­го р-на – 6,2 тыс. чел., в Ка­ра­бу­ла­ке – 0,4 тыс. чел.), в Мо­ск­ве (14,5 тыс. чел.), Став­ро­поль­ском крае (12 тыс. чел.), Рос­тов­ской обл. (11,4 тыс. чел.). Все­го в Рос­сии 1,4 млн. чел. Про­жи­ва­ют так­же на се­ве­ро-вос­то­ке Гру­зии (кис­ты – 5,7 тыс. чел., из них в Ка­хе­ти 5,6 тыс. чел.; 2014, пе­ре­пись). Го­во­рят в осн. на че­чен­ском язы­ке, рас­про­стра­не­ны так­же рус. и др. язы­ки. Му­суль­ма­не-сун­ни­ты. В 1944 Ч. бы­ли де­пор­ти­ро­ва­ны в Ср. Азию (в осн. в Кир­ги­зию) и Ка­зах­стан. По­сле вос­ста­нов­ле­ния Че­че­но-Ин­гуш. АССР (1957) вер­ну­лись на ро­ди­ну.

Чеченский длинный дом. Частный музей А. Сатуева «Донди-Юрт» в Урус-Мартане. Фото К.С. Вахаева. 2011. Фото К.С. Вахаева

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Кав­ка­за (см. в ст. Азия). Осн. за­ня­тие – па­шен­ное зем­ле­де­лие, в т. ч. по­лив­ное (пше­ни­ца, про­со, в го­рах – яч­мень, овёс, пол­ба, рожь; од­ни­ми из пер­вых на Кав­ка­зе – в 17 в. – пе­ре­ня­ли ку­ку­ру­зу). Осн. ору­дие – по­лоз­ное ра­ло (нах). Раз­ви­то жи­вот­но­вод­ст­во, в т. ч. от­гон­ное ско­то­вод­ст­во (вы­ве­де­ны чёр­ная по­лу­кур­дюч­ная, хал­де­ка­ро­ев­ская и др. по­ро­ды овец). Бы­ли раз­ви­ты куз­неч­ное (сё­ла Хак­ман­дой, Верх­ний Ту­га, Ста­рые Ата­ги, Джу­гур­ты, Це­ча-Акх, Шуа­ни и др.), юве­лир­ное (Ма­ка­жой, Ша­рой, Че­бер­лой, Ни­ка­рой, Дай, Де­ча-Акх), ору­жей­ное (Сер­жень-Юрт, Джу­гур­ты, Дар­го, Ши­ка­рой, Це­ча-Акх, Ша­той, Ша­рой, Мал­хи­ста, Май­ста) де­ло, мо­ну­мен­таль­ное строи­тель­ст­во из кам­ня (фа­миль­ные скле­пы, кре­по­сти, бое­вые и жи­лые баш­ни), резь­ба по де­ре­ву, гон­чар­ст­во (в осн. на плос­ко­сти), про­из-во льня­но­го и ко­но­п­ля­но­го хол­ста (га­та), сук­на (ма­ша, ис­хар), без­вор­со­вых ков­ров, вой­ло­ка (бур­ки, кош­мы с ап­пли­ка­ци­ей кор­за и др.), шёл­ка (чил­ла), вы­шив­ка. Осн. тип жи­ли­ща – длин­ный дом (де­ха ца), у ко­то­ро­го ком­на­ты суп­ру­же­ских пар вы­хо­дят на об­щую тер­ра­су. Гл. по­ме­ще­ние в до­ме – об­щая ком­на­та (до­ка ца) с оча­гом или ка­ми­ном (керч), в ко­то­ром хо­зяй­ка (це­ра на­на) по­сто­ян­но под­дер­жи­ва­ла огонь. В жи­лых баш­нях в ниж­нем эта­же со­дер­жа­ли скот. Муж­ская оде­ж­да – шта­ны (хе­ча) с но­го­ви­ца­ми (пе­за­гаш) и ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха на­вы­пуск (коч), беш­мет (гов­тал), с 16–17 вв. – чер­ке­ска (чоа), го­лов­ной убор – па­па­ха и ко­нич. ша­поч­ка (пес) из хлоп­ча­то­бу­маж­ной тка­ни. Жен­щи­ны но­си­ли шта­ны и ру­ба­ху (коч), по­верх неё – ту­ни­ко­об­раз­ное глухое или рас­паш­ное (га­ба­ли) пла­тье с длин­ным ру­ка­вом с ши­ро­кой ло­па­стью и с 16–20 ря­да­ми ме­тал­лич. на­груд­ных за­стё­жек (чэрпа­заш), с 18 в. под не­го на­де­вал­ся шёл­ко­вый или бар­хат­ный на­груд­ник (тюй­дар­гаш) с на­шив­ным ор­на­мен­том; го­лов­ной убор – пла­ток (йов­лакх), у по­жи­лых – по­верх чух­ты. Осн. блю­да – хлеб (сис­кал) или га­луш­ки (ке­гир гал­наш) из ку­ку­руз­ной му­ки, ле­пёш­ки на ке­фи­ре (хо­кам), ка­ша (ху­дар), пи­ро­ги с на­чин­кой из тво­ро­га, кар­то­фе­ля (че­палг) или ты­к­вы (хин­гал), блин­чи­ки (гай­мак­аш), яич­ная лап­ша (гар­за), тво­рог (калд), сыр (не­хча), мяс­ное жар­кое (жи­жиг), фар­ши­ро­ван­ный ба­ра­ний же­лу­док (чо­ко жи­жиг), су­шё­ное мя­со (ла­ха), кол­ба­сы и др.; на­пит­ки – пи­во (йий) и квас (мох­са).

Со­хра­ня­ет­ся де­ле­ние на пат­ри­ли­ней­ные груп­пы (тайп, тай­пан), под­раз­де­ляю­щие­ся на бо­лее мел­кие родств. груп­пы (га­ра, не­ки, цха­на ций­на нах); чле­ны тай­па со­би­ра­лись на со­ве­ты (ке­та­шо). Бы­то­ва­ло обыч­ное пра­во (адат). Об­ще­че­чен­ские во­про­сы ре­ша­лись Со­ве­том стра­ны (Мехк ке­ла), в про­межут­ках ме­ж­ду его со­б­ра­ния­ми – ста­рей­ши­на­ми (ка­ной) во гла­ве с пред­води­те­лем (та­ма­да, бэч­ча). Со­сед­ские об­щи­ны (джа­ма­ат) де­ли­лись на квар­та­лы (ку­па), управ­ля­лись вы­бор­ным стар­ши­ной и об­щин­ным су­дом (кхел); об­щие во­про­сы ре­ша­лись на сель­ском схо­де (гу­лам) на центр. пло­ща­ди (май­дан). Со­хра­ня­ют­ся нор­мы тра­диц. эти­ке­та. Рас­про­стра­не­ны обы­чаи взаи­мо­по­мо­щи (бел­хи), гос­те­при­им­ст­ва, ку­на­че­ст­ва, по­бра­тим­ст­ва, кров­ной мес­ти, из­бе­га­ния, брач­но­го вы­ку­па (мах-там), сва­тов­ст­ва и умы­ка­ния. Брач­ное по­се­ле­ние стро­го пат­ри­ло­каль­ное. Де­вуш­ки с 12–13 лет по­се­ща­ли мо­ло­дёж­ные со­б­ра­ния (синк­е­рам) для со­вме­ст­но­го ис­пол­не­ния ка­кой-ли­бо ра­бо­ты (те­ре­би­ли шерсть, лу­щи­ли ку­ку­ру­зу и т. п.) и раз­вле­че­ния (ср. По­си­дел­ки). Из ка­лен­дар­ных празд­ни­ков вы­де­ля­ют­ся зим­ний Но­вый год (Кер­ла шо), ве­сен­ние День вы­хо­да плу­га и празд­ник бо­ги­ни пло­до­ро­дия Ту­шо­ли и бо­га гро­ма Се­лы (Сте­лы). До нач. 20 в. со­хра­ня­лись куль­ты вер­хов­но­го бо­га Ди­элы, бо­га пло­до­ро­дия Мят­сие­ла, по­кро­ви­те­ля ско­та Галь-Ер­да, охо­ты – Ел­та, вла­ды­ки под­зем­но­го ми­ра Эш­тра, от­прав­ляв­шие­ся жре­ца­ми в сель­ских свя­ти­ли­щах, куль­ты свя­щен­ных гор, кам­ней, рощ, лич­ных ду­хов-по­кро­ви­те­лей (тэ­рым) и др. Фольк­лор вклю­ча­ет об­ря­до­вые пес­ни (сва­деб­ные, по­хо­рон­ные при­чи­та­ния, песнь вы­зы­ва­ния до­ж­дя «Кош­ку­ри»), ли­рич. «де­ви­чьи пес­ни» (мех­ка­рийн эшарш), нарт­ский эпос, ге­ро­ич. и ис­то­рич. пес­ни (ил­ли), ис­пол­няв­шие­ся ска­зи­те­ля­ми (ил­лан­чи) под ак­ком­па­не­мент щип­ко­во­го 2-струн­но­го (де­чиг-пон­дар) и смыч­ко­во­го 3–4-струн­но­го (ад­хок-пон­дар) ин­ст­ру­мен­тов, ис­то­рич. пре­да­ния (ши­ра дий­цар – «ста­рин­ный рас­сказ»). Из др. ин­ст­ру­мен­тов – ба­ра­бан, бу­бен, флей­та (шо­диг), в 20 в. рас­про­стра­ни­лась гар­мо­ни­ка (ке­хат-пон­дар).

Лит.:  Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте: этнография чеченской войны. М., 2001; Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. М., 2002. (Народы и культуры); Че­чен­цы / Отв. ред.: Л. Т. Соловьева, З. И. Хасбулатова, В. А. Тишков. М., 2012. (Народы и культуры); Натаев С. А. Чеченские тайпы. Проблемы изучения природы, структуры и исторической динамики социальных институтов чеченцев. Махачкала, 2013; Туркаев Х. В. Чеченцы в истории, политике, науке и культуре России: исследования и документы. М., 2015.

  • ЧЕЧЕ́НЦЫ вайнахский народ в России, осн. население Чеченской Республики (2017)
Вернуться к началу