Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕЗГИ́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Электронная версия:



Авторы: Г. А. Сергеева

ЛЕЗГИ́НЫ (самоназвание  лезги, мн. ч. лезгияр), лезгинский народ на Кавказе. Живут в осн. на юге Дагестана (юг Хивского, Сулейман-Стальский, Магарамкентский, Курахский, Ахтынский, Докузпаринский районы и восток Рутульского района) в России и на северо-востоке Азербайджана (кубинские Л. – в осн. Кусарский, север Кубинского и Хачмасского районов). Численность в России 473,7 тыс. чел., из них в Дагестане – 385,2 тыс. чел. (2010, перепись), в Азербайджане – 180,3 тыс. чел. (2009, перепись). Живут также в Туркмении, Казахстане, Турции, Узбекистане, Киргизии, на Украине, в Грузии и др. Общая численность 680 тыс. чел. (2010, оценка). Говорят на лезгинском языке

 >>
, 90 % в России владеют рус. яз., в Азербайджане распространён азерб. яз. Л. – мусульмане-сунниты, есть шииты (село Мискинджа Докузпаринского района).

До нач. 20 в. Л. час­то на­зы­ва­ли всё гор­ское на­се­ле­ние Да­ге­ста­на. Пред­ки Л. вхо­ди­ли в со­став Кав­каз­ской Ал­ба­нии

 >>
, за­тем – по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ния Лакз (Лекх), Арабского ха­ли­фа­та и вла­де­ний Дер­бен­та. В 11–14 вв. во­круг круп­ных лез­гин­ских се­лений (Ах­ты, До­куз-па­ра, Ку­рах, Кю­ре и др.) воз­ни­ка­ют «воль­ные об­ще­ст­ва», вре­ме­на­ми по­па­дав­шие в за­ви­си­мость от Шир­ва­на
 >>
. В 18 в. часть Л. вхо­ди­ла в со­став Ку­бин­ско­го хан­ст­ва
 >>
и Дер­бент­ско­го хан­ст­ва
 >>
, в 1812 село Ку­рах ста­но­вит­ся сто­ли­цей са­мо­стоя­тель­но­го Кю­рин­ско­го хан­ст­ва. По пе­ре­пи­си 1926 на­счи­ты­ва­лось 134,5 тыс. Л., в т. ч. в Да­ге­ста­не – 90,5 тыс. чел., в За­кав­каз­ской СФСР – 40,7 тыс. чел. В 1950–80-е гг. часть Л. из вы­со­ко­гор­ных об­лас­тей бы­ла пе­ре­се­ле­на на При­кас­пий­скую низ­мен­ность. С 1990-х гг. дей­ст­ву­ет лез­гин­ское нар. дви­же­ние «Сад­вал» («Един­ст­во»), бо­рю­щее­ся за объ­е­ди­не­ние Л. в рам­ках «гос-ва Лез­ги­яр».

Лезгинские ковры: 1 – безворсовый (село Орта-Стал); 2 – ворсовый (село Микрах).
Лезгины. Традиционное жилище.

Куль­ту­ра ти­пич­на для да­ге­стан­ских на­ро­дов

 >>
. Осн. тра­диц. за­ня­тия – па­шен­ное зем­ле­де­лие, в го­рах – от­гон­ное ско­то­вод­ст­во (зим­ние па­ст­би­ща на­хо­ди­лись в осн. в Северном Азер­бай­джа­не). Тра­диц. про­мыс­лы и ре­мёс­ла – тка­че­ст­во, про­из­вод­ст­во ков­ров, сук­на, вой­лока, ко­же­вен­ное, куз­неч­ное (село Ах­ты), ору­жей­ное и юве­лир­ное (село Ик­ра) де­ло и др. Бы­ло рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во на се­зон­ные за­ра­бот­ки к зем­ле­дель­цам и на неф­тя­ные про­мыслы Азер­бай­джа­на. Тра­диц. по­се­ле­ния (хур) в го­рах – ку­че­вой, ино­гда тер­рас­ной пла­ни­ров­ки, час­то с обо­ро­нит. баш­ня­ми, со­хра­ня­лось ту­хум­ное рас­се­ле­ние. На рав­ни­не по­се­ле­ния раз­бро­сан­ной или улич­ной пла­ни­ров­ки. Ка­ж­дое се­ле­ние име­ло пло­щадь (ким) для сель­ско­го схо­да. Жи­ли­ще ка­мен­ное, на рав­ни­не так­же са­ман­ное или гли­но­бит­ное, с пло­ской зем­ля­ной кры­шей. Ниж­ний этаж за­ни­мал хлев, верх­ний – жи­лые по­ме­ще­ния, вы­хо­дя­щие на га­ле­рею, на ко­то­рую ве­дёт на­руж­ная ле­ст­ни­ца со дво­ра. До­ма род­ст­вен­ни­ков со­еди­ня­лись пе­ре­хо­да­ми. Осн. жен­ская оде­ж­да – ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха (пе­рем), по­верх неё – рас­паш­ное пла­тье (валжаг) с юб­кой в склад­ку или сбор­ку и рас­ши­ряю­щи­ми­ся от лок­тя ру­ка­ва­ми или от­рез­ной в та­лии об­ле­гаю­щий каф­тан­чик (ла­ба­да); го­лов­ной убор – чух­та (шут­ку, бер­чек, са­ра­хуч) с чепцом и ме­шоч­ком; верх­няя оде­ж­да – шу­ба по­кроя чер­ке­ски. Осн. пи­ща – хлеб из пре­сно­го и ки­сло­го тес­та, вы­пе­чен­ный в тра­диц. хлеб­ных пе­чах (хар, тон­дыр, садж), хин­кал с под­ли­вой из про­сто­ква­ши и чес­но­ка, го­луб­цы с ви­но­град­ны­ми ли­сть­я­ми (дол­ма), шаш­лык, плов, мяс­ной суп (шур­па), пи­ро­ги; из мо­ло­ка го­то­вят про­сто­ква­шу (къа­тух), слив­ки (къай­мак), сыр (ни­си) и др.; из му­ки – сла­бо­кис­лый на­пи­ток (ми­ач). Ри­ту­аль­ная пи­ща – ка­ша (ги­ти) из зё­рен пше­ни­цы и ку­ку­ру­зы с мо­ло­ком, лу­ком и ба­ра­ни­ной, гус­тая муч­ная ка­ша (ха­шил), хал­ва (иси­да). Ос­но­ва со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции – сель­ская об­щи­на (джа­ма­ат
 >>
). В Сред­не­ве­ко­вье вы­де­ли­лась феодаль­ная вер­хуш­ка (ха­ны и бе­ки). До 20 в. бы­ли рас­про­стра­не­ны боль­шие пат­ри­ар­халь­ные се­мьи (че­хи хи­зан) чис­лен­но­стью до 100 чел., воз­глав­ляв­шие­ся стар­шим муж­чи­ной (чие­хи буба), и ту­ху­мы во гла­ве с ли­де­ром (кел­те, са­ка, ах­са­ка). До­пус­ка­лись бра­ки ме­ж­ду пред­ста­вите­ля­ми раз­ных ту­ху­мов, из меж­эт­нич. бра­ков – с азер­бай­джан­ца­ми. Бы­ли рас­про­стра­не­ны об­мен­ный брак (ре­кье гун), ле­ви­рат, со­ро­рат, кросс- и ор­то­ку­зен­ный брак, брак по­хи­ще­ни­ем (гу­ваз ка­тун) и уво­дом (ала­чи­на фин), ко­лы­бель­ный сго­вор; за не­вес­ту да­ва­ли пла­ту (иоль-пу­ли, пуль-пу­ли, ке­бин гак), ны­не ча­ще вы­пла­чи­ва­ют ка­лым. Ха­рак­тер­ны при­жиз­нен­ные по­мин­ки (хей­рат), уст­раи­вае­мые ста­ри­ка­ми. Празд­но­ва­ние Но­уру­за (Яран-су­вар) со­про­во­ж­дал­ось пере­пры­ги­ва­ни­ем че­рез ко­ст­ры, ка­ча­ни­ем на ка­че­лях и т. д. От­ме­ча­лись так­же празд­ник цветов (Цу­к­вер су­вар), празд­ник че­реш­ни (Пии­ни­рин су­вар). Про­во­ди­ли об­ря­ды вы­зо­ва до­ж­дя (пеш апай) и солн­ца (гу­ню), жен­щи­ны зи­мой уст­раи­ва­ли по­си­дел­ки, со­про­во­ж­дае­мые тан­ца­ми. Со­хра­ня­ют­ся по­кло­не­ние де­ревь­ям, кам­ням, жи­вот­ным, жерт­во­при­но­ше­ния умер­шим, ве­ра в до­мо­вых, дра­ко­нов, де­мо­нов и др. Су­ще­ст­во­ва­ли проф. зна­ха­ри (джар­рах).

Уст­ное твор­че­ст­во – героич. эпос (шарвели), сказания, сказки. В муз. фольклоре преобладает инструментальная музыка, которой свойственна мелодич. орнаментика. Среди песен наиболее распространены лирические с развитым инструментальным сопровождением. В числе муз. инструментов: струнный смычковый кеманча

 >>
, струнные щипковые чунгур, саз
 >>
, тар
 >>
, духовые язычковые зурна
 >>
, балабан, продольная флейта кшул, 2-сторонний барабан далдам (или доол), бубен тафт, парные керамич. литавры типлипитом; с 19 в. известны гармоника, баян. В праздничном быту широко распространён инструментальный ансамбль в составе: 2 зурны (на одной играют мелодию, на другой – бурдон), далдам; ансамбли ударных инструментов исполняют сложные полиритмические пьесы. Инструментальная музыка сопровождает пение, танцы, игры, спортивные состязания. Среди танцев – быстрый хкадардай макьам (известен как лезгинка
 >>
), спокойный мужской танец зарб макьам, медленные плавные танцы. Сохранились традиции проведения календарных праздников под песни, танцы, инструментальную музыку, традиции ашугов
 >>
(в т.ч. ашугские состязания).

Лит.: Да­ге­стан­ские на­род­ные пес­ни. М., 1959; Ке­ри­мов С. На­род­ное му­зы­каль­ное твор­че­ст­во лез­гин. Ма­хач­ка­ла, 1961; Ага­ши­ри­но­ва С. С. Ма­те­ри­аль­ная куль­ту­ра лез­гин, XIX – на­ча­ло XX в. М., 1978; Риз­ва­нов З. Ис­то­рия лез­гин. Ма­хач­ка­ла, 1990; Са­ды­ки М.-А. М.-Г. Древ­няя ис­то­рия лез­гин и ан­тич­ные пись­мен­ные ис­точ­ни­ки. М., 1996; Гад­жи­ев Г. А., Ри­за­ха­но­ва М. Ш. Лез­ги­ны // На­ро­ды Да­ге­ста­на. М., 2002; Га­ние­ва А. М. Очер­ки уст­но-по­эти­че­ско­го твор­че­ст­ва лез­гин. М., 2004; Ке­ри­мов А. К. Ис­то­рия Да­ге­стан­ских лез­гин. М., 2005; Ризаханова М. Ш. Духовная культура лезгин. 20-е гг. XX - начало XXI вв. Современные этнокультурные процессы. Махачкала, 2009.

Вернуться к началу