Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧО́КТО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 620

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов

ЧО́КТО, чок­та­вы (са­мо­на­зва­ние – чах­та), ин­дей­ский на­род груп­пы мус­ко­гов в США. Чис­лен­ность 103,9 тыс. чел., с ме­ти­са­ми 195,8 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Го­во­рят в осн. по-анг­лий­ски, 11,4 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись) – на чок­тав­ском яз. зап. груп­пы мус­ко­гей­ских язы­ков. Ве­рую­щие – про­тес­тан­ты, ка­то­ли­ки (отд. об­щи­на – в Ок­ла­хо­ме), при­вер­жен­цы тра­диц. культов.

Пер­во­на­чаль­но про­жи­ва­ли в ме­ж­ду­ре­чье Перл и Том­биг­би (совр. штат Мис­си­си­пи), их цен­тром счи­та­ет­ся ма­унд тра­ди­ции Мис­си­си­пи На­ни-Вайя (На­ни-Уэйя). Упо­ми­на­ют­ся в исп. до­ку­мен­тах со 2-й пол. 17 в. В 18 в. де­ли­лись на груп­пы вост. Ч., зап. Ч. и «Ч. 6 го­ро­дов». Во фран­ко-ин­дей­ской вой­не (Се­ми­лет­ней вой­не 1756–63) кон­фе­де­ра­ция Ч. вы­сту­па­ла на сто­ро­не фран­цу­зов про­тив анг­ли­чан. Впо­след­ст­вии часть Ч. под­дер­жи­ва­ла анг­ли­чан, а дру­гая – ис­пан­цев. С по­яв­ле­ни­ем амер. по­се­лен­цев (пер­вый до­го­вор в 1786) сре­ди Ч. воз­ни­ка­ют про­тес­тант­ские мис­сии.

В селении чокто в Южной Луизиане. Женщины готовят краску для окрашивания тростника, предназначенного для плетения корзин. Рисунок Ф. Бернара, 1869. Музей Пибоди при Гарвардском университете.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Юго-Вос­то­ка. За­ни­ма­лись руч­ным зем­ле­де­ли­ем, со­би­ра­тель­ст­вом, ры­бо­лов­ст­вом, охо­той, су­ще­ст­во­ва­ло тка­че­ст­во. «Го­ро­да» (из­вест­но св. 70) име­ли раз­бро­сан­ную пла­ни­ров­ку. Зим­нее жи­ли­ще – круг­лая в пла­не по­лу­зем­лян­ка для нук­ле­ар­ной се­мьи. До­мо­хо­зяй­ст­ва объ­е­ди­ня­лись в мат­ри­ли­ней­ные ро­ды (ик­са), ко­то­рые вхо­ди­ли в эк­зо­гам­ные по­ло­ви­ны – стар­ших (ин­хо­лах­та – «воз­люб­лен­ный на­род») и млад­ших (имок­ла­ша – «их на­род там»). Сис­те­ма род­ст­ва ти­па кроу. Муж­чи­ны Ч. бы­ли раз­де­ле­ны на 4 ран­га: во­ж­ди и во­ен­ные во­ж­ди; «воз­люб­лен­ные му­жи»; вои­ны; «мо­ло­дёжь», или «сто­рон­ни­ки». «Го­ро­да» управ­ля­лись вер­хов­ным во­ж­дём (ти­шу мин­ко) и во­ен. во­ж­дём с по­мощ­ни­ка­ми. Важ­ную роль иг­ра­ла об­ще­пле­мен­ная иг­ра в мяч с ра­кет­ка­ми в обе­их ру­ках (то­ли – «ма­лень­кий брат вой­ны»). Ис­пол­ня­ли Пля­ску Зе­лё­ной ку­ку­ру­зы, тан­цы, по­свя­щён­ные жи­вот­ным. Ве­ри­ли в жи­во­твор­ную си­лу солн­ца, вы­ра­жен­ную в ог­не.

По до­го­во­ру с США 1820 Ч. ус­ту­пи­ли часть зе­мель в об­мен на зем­ли к за­па­ду от р. Мис­си­си­пи, в 1830 Ч. со­гла­си­лись на пе­ре­се­ле­ние на Ин­дей­скую тер­ри­то­рию и в Луи­зиа­ну. Ос­тав­шие­ся в Мис­си­си­пи по­лу­чи­ли ин­ди­ви­ду­аль­ные на­де­лы, зем­ли зап. Ч. по­де­ле­ны на ал­ло­ды в 1896–1906. В Гра­ж­дан­ской вой­не в США 1861–65 Ч. под­дер­жи­ва­ли Кон­фе­де­ра­цию. По­сле от­ме­ны осо­бо­го ста­ту­са Ин­дей­ской тер­ри­то­рии (1907) пле­мен­ное пра­ви­тель­ст­во Ч. бы­ло ли­к­ви­ди­ро­ва­но, вос­ста­нов­ле­но в 1934; в Мис­си­си­пи Ч. по­лу­чи­ли ре­зер­ва­цию в 1918. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны Ч. слу­жи­ли шиф­ро­валь­щи­ка­ми в ар­мии США. Ны­не на фе­де­раль­ном уров­не при­зна­ны На­ция Ч. Ок­ла­хо­мы (18,5 тыс. чел.), Об­щи­на в Мис­си­си­пи (7,5 тыс. чел.) и Об­щина ин­дей­цев Ч. в Дже­не (Луи­зиа­на, 0,2 тыс. чел.); груп­пы Ч. про­жи­ва­ют в окр. Мо­бил на юго-за­па­де Ала­ба­мы (MOWA Choctaw – 2,5 тыс. чел.) и в сто­лич­ном окр. Алег­зан­д­рия в Луи­зиа­не (Clifton Choctaw – 0,1 тыс. чел.).

Лит.: Swanton J. R. Source material for the social and ceremonial life of the Choctaw Indians. Tuscaloosa, 2001; Galloway P., Kidwell C. S. Choctaw in the East // Handbook of North American Indians. Wash., 2004. Vol. 14; Kidwell C. S. Choctaw in the West // Ibid.

Вернуться к началу