Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

CУСУ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 459

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов
Музыканты сусу.

CУСУ́ (са­мо­на­зва­ние – со­со), на­род в Зап. Аф­ри­ке. Жи­вут на юго-за­па­де Гви­неи (пре­фек­ту­ры Кин­диа и Ко­нак­ри; 1,4 млн. чел. – 2015, оцен­ка, 3-й по чис­лен­но­сти на­род) и се­ве­ро-за­па­де Сьер­ра-Ле­о­не (се­вер и се­ве­ро-за­пад Сев. пров.; 150 тыс. чел.). Ок. 40 тыс. чел. проживают в Се­не­га­ле, ок. 5 тыс. чел. в Гви­нее-Би­сау, а так­же в Ма­ли, Гам­бии, Ли­бе­рии, во Фран­ции. Язык су­су; рас­про­стра­не­ны так­же франц. яз. (Гви­нея) и крио (Сьер­ра-Лео­не). В осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты, часть – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­те­стан­ты: ан­гли­ка­не, бап­ти­сты, ад­вен­ти­сты и др.), есть при­вер­жен­цы тра­диц. ве­ро­ва­ний.

С. сфор­ми­ро­ва­лись по­сле па­де­ния древ­не­го гос-ва Га­на. Со­глас­но ис­то­рич. тра­ди­ции, пред­ки С. оби­та­ли в обл. Бе­ле­ду­гу (к се­ве­ру от г. Ба­ма­ко в Ма­ли). В кон. 12 в. воз­ник­ло вож­де­ст­во, уси­лив­ше­еся при пра­ви­те­ле Су­мао­ро Кан­те (1200–35); в 1235 оно бы­ло раз­би­то пра­ви­те­лем Ма­ли Сун­дь­я­той Кей­той, пе­ре­се­лив­шим С. на Фу­та-Джал­лон. В 18 в. С. вы­тес­не­ны от­ту­да фуль­бе на совр. тер­ри­то­рию, соз­да­ли ряд вож­деств (Ла­байа, Со­ли­ма и др.).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Ат­лан­тич. по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тие – зем­ле­де­лие (за­лив­ной рис, про­со-фо­нио, ба­тат, ма­ни­ок, ара­хис, ко­ла, мас­лич­ная и ко­ко­со­вая паль­мы, ба­на­ны и др.), раз­во­дят мел­кий ро­га­тый скот; в прош­лом вож­ди дер­жа­ли ста­да круп­но­го ро­га­то­го ско­та, ко­то­рые да­ва­ли на вы­пас фуль­бе. По­се­ле­ния на­счи­ты­ва­ют до 300 чел., име­ют ли­ней­ную пла­ни­ров­ку. Жи­ли­ще гли­но­бит­ное, круг­лое, с со­ло­мен­ной кры­шей. Муж­ская оде­ж­да у му­суль­ман – ру­ба­ха ти­па бу­бу, жен­ская – за­паш­ная юб­ка. Осн. пи­ща – ка­ша из фо­нио, рис с паль­мо­вым мас­лом и при­пра­вой из ры­бы и спе­ция­ми, на­пит­ки с им­би­рём и ги­бис­ку­сом. В ос­но­ве со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции – де­ре­вен­ские и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, пат­ри­ли­ней­ные груп­пы (хи­ли). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па. Рас­про­стра­не­ны по­ли­ги­ния и ле­ви­рат. Де­ре­вен­ские об­щи­ны воз­глав­ля­ли во­ж­ди (кун­ти­ги, аль­ма­ми). Де­лят­ся на знать (хо­рон), вклю­чаю­щую по­том­ков пра­ви­те­лей, тор­гов­цев, охот­ни­ков; ре­мес­лен­ные кас­ты (нья­ма­ка­ла) – куз­не­цов, тка­чей, а так­же грио­тов (дья­ли); не­воль­ни­ков (джон). Фольк­лор – ис­то­рич. эпос (рас­ска­зы­ва­ет­ся жен­щи­на­ми), сказ­ки. Со­хра­ня­ют­ся ве­ра в ду­хов, культ пред­ков, жи­вот­ных (осо­бен­но кро­ко­ди­ла). Зна­чит. часть С. жи­вёт в го­ро­дах, со­став­ля­ют боль­шин­ст­во на­се­ле­ния Ко­нак­ри. Пос­ле 1984, ког­да Л. Конте стал пре­зи­ден­том Гви­неи, за­ни­ма­ют ве­ду­щее по­ло­же­ние в ру­ко­вод­ст­ве стра­ны.

Лит.: Binet J. Les Soussou de Guinée. P., 1960; Bühnen S. In quest of Susu // History in Africa. 1994. № 21.

Вернуться к началу