БОЛИВИ́ЙЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОЛИВИ́ЙЦЫ (самоназвание – bolivianos), народ, основное население Боливии. Численность 10,1 млн. чел. (2012, перепись). Говорят на боливийском варианте испанского языка, кечуанских языках, аймара, других индейских языках. Верующие – в основном католики (свыше 95%), есть протестанты (баптисты, методисты, адвентисты седьмого дня).
Общие черты боливийской культуры складывались в доиспанский и колониальный периоды из взаимных влияний аймара (основное население до завоевания Боливии инками в 15 в.) и кечуа, переселявшихся сюда начиная с инкского завоевания. В инкский период язык кечуа (руна сими, букв. – язык человека) стал основным языком населения Боливии. Из-за тяжёлых климатич. условий белые иммигранты колониального периода (креолы) в Боливии сравнительно немногочисленны – в основном владельцы серебряных рудников Потоси, эксплуатировавшие индейское и метисное (чоло) население (см. Мита); развивалось также латифундистское хозяйство. Ввоз чернокожих рабов из Африки не имел здесь такого значения, как в других колониях Южной Америки. После Боливийской революции 1952 и аграрной реформы 1953 индейцы получили личную независимость и гражданские права. Сохраняется разрыв между белым и индейско-метисным населением, хотя метисы начинают играть всё бóльшую роль в экономике страны.
Культура Б. сочетает индейские и европейские традиции (в искусстве, литературе, в обрядах, праздниках и др.). Различаются несколько территориальных групп Б. В зоне высокогорья, с самой высокой плотностью населения (Альтиплано), живут в основном аймара, занимающиеся скотоводством (б. ч. разведением ламы), а также выращиванием картофеля, киноа и др., на озере Титикака – главным образом рыболовством; более низкие склоны занимают кечуа, занимающиеся преимущественно земледелием. В Альтиплано расположены также главные города Боливии с преобладающим белым населением.
Индейцы восточных склонов Анд, покрытых субтропическими лесами (Юнгас), – аймара, кечуа, мохо, такана и др. – занимаются земледелием (фрукты, рис, хлопчатник, кока); индейцы тропической зоны восточных равнин (Орьенте, или Чако) – гуарани, чикитано, гуарайю, вичи, айорео, чакобо, юракаре и др. – охотой, собирательством, рыболовством, подсечно-огневым земледелием. С открытием в конце 20 в. месторождений нефти увеличился приток белого и метисного населения.
Устное творчество. Традиции кечуа и аймара восходят к культуре инков. У малочисленных горных индейцев (чипайя, кальяуайя) сохранились реликтовые формы ритуальной музыки и тайный язык, на котором поют песни. Для индейской культуры горных районов в целом характерны календарно-обрядовые, семейно-бытовые, культовые музыкально-танцевальные действа. Типичны круговые танцы; в сопровождающих их инструментальных ансамблях, как правило, играют мужчины, а женщины поют и танцуют. Распространены духовые инструменты (главным образом флейты – продольные и «флейты Пана»), мембранофоны, идиофоны, а также струнные щипковые креольского происхождения. Традиционные инструменты и жанры имеют сезонную приуроченность: в сезон дождей играют на продольных флейтах пинкильос, символизирующих женское начало, изобилие и водную стихию и связанных с культами Матери Земли (Пачамама) и Девы Марии; многоствольные флейты сикус/антарас (на языках аймара и кечуа соответственно) и продольные кенас символизируют мужское начало, солнце, ветер и используются во время обрядов сухого сезона, посвящённых божествам Пачатата и Апу, в праздник Тела Христова, в дни мужских святых. У индейцев области Ямпара (Тарабуку) сохраняются обряды Пухльяй (Пухлай; приурочен к сезону дождей; музыканты играют на продольных флейтах, танцоры в обуви со звенящими подвесками ритмично двигаются вокруг алтаря с едой) и Аяричи (Айаричи; приурочен к сухому сезону; четверо музыкантов-танцоров играют на многоствольных флейтах, 2–4 молодые женщины танцуют); участники одеты в тщательно изготовленную и украшенную традиционную одежду. Музыка и танцы обрядов Пухльяй и Аяричи включены в Список нематериального и культурного наследия человечества ЮНЕСКО (2014). Для равнинных индейцев также характерно сохранение и возрождение местных традиций, в т. ч. шаманских песен – охотничьих [у чимане; сирионо (группа тупи-гуарани)], врачевательных [у айорео (группа самуко)]. Музыкальная культура метисов – преимущественно городской фольклор. В целом для Б. характерна развитая празднично-фестивальная культура с музыкой смешанного индейско-креольского типа. Излюбленные музыкальные инструменты – гитара и чаранго («индейская гитара», с корпусом из панциря броненосца).