Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОЛИВИ́ЙЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 715-716

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: С. Н. Якушенков; В. И. Лисовой (устное творчество)

БОЛИВИ́ЙЦЫ (са­мо­на­зва­ние – boli­vianos), на­род, осн. на­се­ле­ние Бо­ли­вии. Чис­лен­ность 8,9 млн. чел. (2005, оцен­ка). Го­во­рят на бо­ли­вий­ском ва­ри­ан­те исп. яз., ке­чу­ан­ских язы­ках, ай­ма­ра, др. индейских языках. Ве­рую­щие – в осн. ка­то­ли­ки (св. 95%), есть про­тес­тан­ты (бап­ти­сты, ме­то­ди­сты, ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня).

Об­щие чер­ты бо­ли­вий­ской куль­ту­ры скла­ды­ва­лись в до­ис­пан­ский и ко­ло­ни­аль­ный пе­рио­ды из вза­им­ных влия­ний двух круп­ней­ших ин­дей­ских на­ро­дов Бо­ли­вии – ай­ма­ра

 >>
(осн. на­се­ле­ние до за­вое­ва­ния Бо­ли­вии ин­ка­ми в 15 в.) и ке­чуа
 >>
, пе­ре­се­ляв­ших­ся сю­да на­чи­ная с инк­ско­го за­вое­ва­ния. В инк­ский пе­риод яз. ке­чуа (ру­на си­ми, букв. – язык че­ло­ве­ка) стал осн. язы­ком на­се­ле­ния Бо­ли­вии. Ны­не ке­чуа жи­вут в осн. в до­ли­нах во­круг Ко­ча­бам­бы и Сук­ре. Из-за тя­жё­лых кли­ма­тич. ус­ло­вий бе­лые им­ми­гран­ты ко­ло­ни­аль­но­го пе­рио­да (кре­о­лы) в Бо­ли­вии срав­ни­тель­но не­мно­го­чис­лен­ны – в осн. вла­дель­цы се­реб­ря­ных руд­ни­ков По­то­си, экс­плуа­ти­ро­вав­шие ин­дей­ское и ме­тис­ное (чо­ло) на­се­ле­ние (см. Ми­та
 >>
); раз­ви­ва­лось так­же ла­ти­фун­ди­ст­ское хо­зяй­ст­во. Ввоз чер­но­ко­жих ра­бов из Аф­ри­ки не имел здесь та­ко­го зна­че­ния, как в др. ко­ло­ни­ях Юж. Аме­ри­ки. По­сле Бо­ли­вий­ской ре­во­лю­ции 1952
 >>
и аг­рар­ной ре­фор­мы 1953 ин­дей­цы по­лу­чи­ли лич­ную не­за­виси­мость и гражд. пра­ва. Со­хра­ня­ет­ся раз­рыв ме­ж­ду бе­лым и ин­дей­ско-ме­тис­ным на­се­ле­ни­ем, хо­тя ме­ти­сы на­чи­на­ют иг­рать всё боль­шую роль в эко­но­ми­ке стра­ны.

Фото А. И. Нагаева Индейцы аймарана улицах г. Оруро.

Куль­ту­ра Б. со­че­та­ет ин­дей­ские и ев­роп. тра­ди­ции (в иск-ве, лит-ре, в об­ря­дах, празд­ни­ках и др.). Раз­ли­ча­ют­ся неск. тер­ри­то­ри­аль­ных групп Б. В зо­не вы­со­ко­го­рья, с са­мой вы­со­кой плот­но­стью на­се­ле­ния (Аль­ти­пла­но), жи­вут в осн. ай­ма­ра, за­ни­маю­щие­ся ско­то­вод­ст­вом (б. ч. раз­ве­де­ни­ем ла­мы), а так­же вы­ра­щи­ва­ни­ем кар­то­фе­ля, ки­ноа и др., на оз. Ти­ти­ка­ка – гл. об­ра­зом ры­бо­лов­ст­вом; бо­лее низ­кие скло­ны за­ни­ма­ют ке­чуа, за­ни­маю­щие­ся пре­им. зем­ле­де­ли­ем. В Аль­ти­пла­но рас­по­ло­же­ны так­же глав­ные го­ро­да Бо­ли­вии с пре­об­ла­даю­щим бе­лым на­се­ле­ни­ем.

Фото А. И. Нагаева Город Ла-Пас.

Ин­дей­цы вост. скло­нов Анд, по­кры­тых суб­тро­пич. ле­са­ми (Юн­гас), – ай­ма­ра, ке­чуа, мо­хо, та­ка­на и др. – за­нима­ют­ся зем­ле­де­ли­ем (фрук­ты, рис, хлоп­чат­ник, ко­ка); ин­дей­цы тро­пич. зо­ны вост. рав­нин (Орь­ен­те, или Ча­ко) – гуа­ра­ни, чи­ки­та­но, гуа­райю, ви­чи, ай­о­рео, ча­ко­бо, юра­ка­ре и др. – охо­той, со­би­ра­тель­ст­вом, ры­бо­лов­ст­вом, под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем. С от­кры­ти­ем в кон. 20 в. ме­сто­ро­ж­де­ний неф­ти уве­ли­чил­ся при­ток бе­ло­го и ме­тис­но­го на­се­ле­ния.

Уст­ное твор­че­ст­во. Тра­ди­ции ке­чуа и ай­ма­ра вос­хо­дят к куль­ту­ре ин­ков. У ма­ло­числ. гор­ных ин­дей­цев (чи­пайя, каль­яу­айя) со­хра­ни­лись ре­лик­товые фор­мы ри­ту­аль­ной му­зы­ки и тай­ный язык, на ко­то­ром по­ют пес­ни. Для ин­дей­ской куль­ту­ры гор­ных рай­онов в це­лом ха­рак­тер­ны ка­лен­дар­но-об­ря­до­вые, се­мей­но-бы­то­вые, куль­то­вые му­зы­каль­но-тан­це­валь­ные дей­ст­ва. Ти­пич­ны кру­го­вые тан­цы; в со­про­во­ж­даю­щих их ин­ст­ру­мен­таль­ных ан­самб­лях, как пра­ви­ло, иг­ра­ют муж­чи­ны, а жен­щи­ны по­ют и тан­цу­ют. Рас­про­стра­не­ны ду­хо­вые ин­ст­ру­мен­ты (гл. обр. флей­ты), мем­бра­но­фо­ны, идио­фо­ны, а так­же струн­ные щип­ко­вые кре­оль­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. Тра­диц. ин­ст­ру­мен­ты и жан­ры име­ют се­зон­ную при­уро­чен­ность: в се­зон до­ж­дей иг­ра­ют на про­доль­ных флей­тах пин­коль­ос, сим­во­ли­зи­рую­щих жен­ское на­ча­ло, изо­би­лие и вод­ную сти­хию и свя­зан­ных с куль­та­ми Ма­те­ри Зем­ли и Де­вы Ма­рии; мно­го­стволь­ные флей­ты си­кус (ан­та­рас) и про­доль­ные ке­нас сим­во­ли­зи­ру­ют муж­ское на­ча­ло, солн­це, ве­тер и ис­поль­зу­ют­ся во вре­мя об­ря­дов су­хо­го се­зо­на, по­свя­щён­ных бо­же­ст­вам Па­ча­та­та и Апу, в празд­ник Те­ла Хри­сто­ва, в дни муж­ских свя­тых. Для рав­нин­ных ин­дей­цев так­же ха­рак­тер­но со­хра­не­ние и воз­ро­ж­де­ние ме­ст­ных тра­ди­ций, в т. ч. ша­ман­ских пе­сен – охот­ничь­их [у чи­ма­не; си­рио­но (груп­па ту­пи-гуа­ра­ни

 >>
)], вра­че­ва­тель­ных [у ай­о­рео (груп­па са­му­ко)]. Муз. куль­ту­ра ме­ти­сов – пре­им. гор. фольк­лор. В це­лом для Б. ха­рак­тер­на раз­ви­тая празд­нич­но-фес­ти­валь­ная куль­ту­ра с му­зы­кой сме­шан­но­го ин­дейско-кре­оль­ско­го ти­па. Из­люб­лен­ные муз. ин­ст­ру­мен­ты – ги­та­ра и ча­ран­го (на­по­ми­на­ет ги­та­ру, с кор­пу­сом из пан­ци­ря бро­не­нос­ца).

Лит.: Klein H. S. Bolivia, the evolution of a multi-ethnic society. N. Y., 1982; Куль­ту­ра Бо­ли­вии. М., 1986.

Вернуться к началу