АЙМА́РА́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЙМА́РА́ (самоназвание), индейский народ на западе Юж. Америки. Живут гл. обр. в высокогорных областях в районе оз. Титикака на западе Боливии (в осн. департаменты Ла-Пас, Оруро и Потоси – ок. 2 млн. чел.; 2000, оценка), на юге Перу (деп-т Пуно, а также неск. поселений в Центр. Перу – ок. 970 тыс. чел.), на севере Чили (26 тыс. чел.) и в Аргентине (40 тыс. чел.). А. делятся на центральных, южных и каранга. Язык – аймара; говорят также на исп. яз. и кечуа. Верующие – в осн. католики, есть адвентисты, пятидесятники, мормоны и др.
В доиспанский период были расселены до р. Вильканота на севере, солончаков Койпаса и Уюни на юге и Тихоокеанского побережья на западе. В 14 – нач. 15 вв. у А. сложились вождества: Канчи, Канна, Колья, Лупака, Пакахе и др. Во 2-й пол. 15 в. были включены в государство инков и частично ассимилированы кечуа. Осн. традиц. занятия – земледелие (картофель, киноа, ока) и животноводство (ламы). Традиц. ремёсла – ткачество (женщины – на традиц. горизонтальном станке, мужчины – на педальном станке, заимствованном у испанцев) и вязание (в т. ч. узорное) из шерсти ламы и альпака (мужские конические шапочки с наушниками – льючо, сумки для листьев коки, кошельки и др.), произ-во лепной расписной керамики, металлургия (сохранились традиц. центры металлообработки Хесус-де-Мачака и Корокоро), изготовление тростниковых лодок (уампу) и др. Часть А. живёт в городах, составляя большинство шахтёрского населения Боливии. Традиц. мужская одежда – короткие штаны и туникообразная рубаха, пончо, женская – блузка, неск. широких сборчатых юбок, шаль. Головные уборы – соломенные и фетровые шляпы, у мужчин – вязаные шапочки-льючо. Для религии характерен синтез католицизма с доиспанскими культами гор (апу), предков (ачачила), матери-земли (Пачамама), подземного духа (Тио) и др. Формируется синкретич. «индейская церковь». Сохраняются обычай ряжения по католич. праздникам в головные уборы из перьев, маски, шкуры, костюмированные (посвящённые животным, с участием персонажей времён конкисты), театрализованные («Дьяблада»), бурлескные танцы и др.
Фольклор. Популярны танцы уайно, исполняемые в сопровождении инструментального ансамбля, состоящего из продольных флейт (пинкольо, кена), барабанов (бомбо, тинья), «индейской гитары» из панциря броненосца (чаранга) и др. Встречаются ансамбли однородных инструментов. Распространено сольное музицирование, а также пастушеские наигрыши на флейтах, песни-молитвы к‘очу (основаны на пентатонике), обращённые к божествам и духам доиспанских культов и католич. святым (в т. ч. парауаках – моление о дожде); календарно-обрядовые песни (в т. ч. чахра-какой в обряде калья, посв. началу земледельч. работ). Среди лирич. песен – сольные любовные арави (есть также у кечуа); группу этих песен саусесито («ивушка») юноши-А. исполняют также на флейте пинкольо (признаваясь в любви избранницам).