ЛАТГА́ЛЬЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАТГА́ЛЬЦЫ (самоназвание latgalīši, латыш. latgalieši), этнич. группа в составе латышей. Живут в осн. в Вост. Латвии (Латгале). Численность в Латвии 150–200 тыс. чел., в России 1,6 тыс. чел., в т. ч. в Сибирском федеральном окр. 1,5 тыс. чел.: в Красноярском крае – 0,8 тыс. чел., в Новосибирской обл. – 250 чел. и др. (2002, перепись); незначит. группы есть в др. странах Европы, Америки и в Австралии. Говорят на латгальском языке и на литературном латыш. яз. Верующие – в осн. католики.
Сформировались на основе латгалов и селов, населявших земли Вост. Латвии, отошедшие в 16 в. к Речи Посполитой и в 18 в. – к России; в формировании Л. участвовали также белорусы, поляки и русские, литовцы, эстонцы. В 17 в. – 1920-е гг. Л. подвергались ассимиляции поляками, русификации (в т. ч. 1865–1904 – период запрета лат. графики), в Латвии во 2-й пол. 1930-х гг. усилились попытки вытеснить из обществ. употребления латгальский яз. В СССР в 1926 насчитывалось 4,9 тыс. Л.; действовали латгальские школы, в Ачинске – театр, в Новосибирске издавалась латгальская газ. «Taisneiba» (1925–36), в Москве – латгальский журнал. В кон. 1930-х гг. преподавание и издательская деятельность на латгальском яз. были прекращены, мн. Л. были репрессированы. В 1980–90-е гг. в Латвии возникают латгальские общества, ведётся телевещание, издаются газеты на латгальском яз., развивается латгальская худож. культура.
Отличит. черты культуры во многом сложились под вост.-слав., литов. и польск. влиянием: детали с.-х. орудий, колёсной повозки – дрог (дрогас, дрангас), рядовая и уличная планировка поселений (саджас); усадьба с параллельным расположением жилых и хозяйств. построек, иногда покоеобразная, у бедняков помещения объединялись под одной крышей; жилище (устоба) строилось по типу «изба-сени-горница», отапливалось русской печью (думистаба), украшалось резьбой. У домов и на перекрёстках водружали дерев. распятия и «домики» с раскрашенными фигурами Девы Марии и святых; они часто огорожены изгородью, около них ставят скамейки. Латгальский комплекс одежды делится на сев. и юж. типы. Характерны декорация красным браным узором, мужская рубаха-косоворотка, расширяющийся книзу кафтан, клетчатая (у юж. Л.) или белая (у сев. Л.) юбка, отсутствие женских кофт (кроме сев. Л.) и безрукавок, женский полотенчатый головной убор (голвис аутс), шерстяное (вилнайне, скора) или льняное (снуотине, изсагс) наплечное покрывало, ожерелье из стеклянных бус. В Латгале дольше сохранялись домашние промыслы, особенно горшечное дело. Традиции латгальской худож. керамики (творч. объединение «Пуднику скула» в Резекне и др.) приобрели междунар. известность. Для латгальской кухни характерны блюда из овсяной муки (толокна). Большие семьи сохранялись до нач. 20 в. Были распространены хороводы, посиделки, зимние обряды с масками (на день Св. Мартина – 14 ноября, на Святки, Карнавал и др.). До кон. 20 в. в быту встречались календарные и семейно-обрядовые песни. Специфичны колядные песни (с рефреном «каладу, каладу!»), распространены песни весенние (пасхальные и качальные), праздника летнего солнцестояния – Янова дня (с типовыми напевами и рефренами «руто!» и «лейго!»), песни о рождении ребёнка (с упоминанием женского божества судьбы Лаймы), крестинные, колыбельные, «майские песнопения» около распятий; традиция заупокойного пения псалмов (сальмес), по-видимому, связана с влиянием иезуитов. Наряду с одноголосным пением существует хоровое двух- и трёхголосие с параллельными терциями, секстаккордами, бурдоном; характерны чёткая ритмика, лады мажорного наклонения.