ГОДОБЕРИ́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОДОБЕРИ́НЦЫ (самоназвания – гъибдилъи, аварское – гъодоберисел, андийское – гъодобердирал), один из андийских народов на западе Дагестана (Россия). Численность 3,5 тыс. чел. (2010, оценка), по переписи 2010 года 0,4 тыс. чел. Официально считаются аварцами. Живут в осн. в сёлах Годобери, Зибирхали в долине ср. течения реки Андийское Койсу (запад Ботлихского района); часть проживает на равнине (Хасавюртовский и Кизлярский районы) и в городах (Махачкала, Кизляр, Хасавюрт и др.). Говорят на годоберинском языке; распространены также аварский и русский языки. Верующие – мусульмане-сунниты.
В 15–16 вв. входили в союз сельских обществ Технуцал. В 16–17 вв. приняли ислам. В 1809 вошли в состав России, в 1860-х гг. включены в Андийский окр. Дагестанской обл. По переписи 1926, насчитывали 1,4 тыс. чел. После 1939 включались в состав аварцев. Традиц. культура типична для народов Кавказа (см. в ст. Азия). Традиц. занятия – пашенное земледелие и отгонное скотоводство; была развита резьба по дереву и камню (надгробия, капители и камни в кладке домов). Были распространены промыслы, торговля с Чечнёй, Грузией, отходничество (в осн. в Чечню). Старинное жилище (т. н. годоберинский дом): квадратное в плане, потолочные балки опираются на массивные столбы на каменном основании; ряды столбов делят комнату на 3 помещения (одно из них служит кладовой); около центр. столба, на который опирается гл. резная балка, располагается открытый очаг. Женщины носили рубаху (хелу), иногда поверх неё – распашное платье (тегела) с отрезной юбкой в сборку, позднее – на кокетке. На свадьбу надевали безрукавку (кереса), расшитую спереди серебряными монетами. Головной убор – чухта (кашта) – архаичного ботлихского типа (с высоким стёганым на ватной подкладке корпусом, иногда с роговидными боковыми выступами) и, в отличие от ботлихской, с тяжёлыми нашивными кольцами по бокам; с 20 в. распространяется общедагестанская мешкообразная чухта. Сохраняются родств. объединения (тухумы), общинная взаимопомощь (гвай). Праздники – первой борозды (унса гьаам) и выгона скота (пурцы ругъибу салакьа); фольклор – этногенетич. и историч. предания, сказки (волшебные, бытовые), песни.