Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОДОБЕРИ́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 294-295

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: Б. М. Алимова

ГОДОБЕРИ́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние – гиб­ди­ди, авар­ское – го­до­бе­ри­сел, ан­дий­ское – го­до­бер­ди­рал), один из ан­дий­ских на­ро­дов

 >>
на се­ве­ро-за­па­де Да­ге­ста­на (Рос­сия). Чис­лен­ность до 4 тыс. чел. (2002, оцен­ка). В осн. при­чис­ля­ют се­бя к авар­цам (пе­ре­пи­сью 2002 уч­те­но 39 Г. – в осн. вне Да­ге­ста­на). Жи­вут гл. обр. в сё­лах Верх­нее Го­до­бе­ри, Ниж­нее Го­до­бе­ри, Зи­бир­ха­ли – в до­ли­не сред­не­го те­че­ния р. Ан­дий­ское Кой­су (за­пад Бот­лих­ско­го р-на); часть про­жи­ва­ет на рав­ни­не (Ха­са­вюр­тов­ский и Киз­ляр­ский р-ны) и в го­ро­дах (Ма­хач­ка­ла, Киз­ляр, Ха­са­вюрт и др.). Го­во­рят на го­до­бе­рин­ском язы­ке
 >>
; рас­про­стра­не­ны так­же авар. и рус. язы­ки. Ве­рую­щие – му­суль­ма­не-сун­ни­ты ша­фи­ит­ско­го маз­ха­ба.

В 15–16 вв. вхо­ди­ли в со­юз сель­ских об­ще­ств Тех­ну­цал. В 16–17 вв. при­ня­ли ис­лам. В 1809 во­шли в со­став Рос­сии, в 1860-х гг. вклю­че­ны в Ан­дий­ский окр. Да­ге­стан­ской обл. По пе­ре­пи­си 1926, на­счи­ты­ва­ли 1,4 тыс. чел. По­сле 1939 вклю­ча­лись в со­став авар­цев. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Кав­ка­за (см. в ст. Азия

 >>
). Тра­диц. за­ня­тия – па­шен­ное зем­ле­де­лие и отгон­ное ско­то­вод­ст­во; бы­ла раз­ви­та резь­ба по де­ре­ву и кам­ню (над­гро­бия, ка­пи­те­ли и кам­ни в клад­ке до­мов). Бы­ли рас­про­стра­не­ны про­мыс­лы, тор­гов­ля с Чеч­нёй, Гру­зи­ей, от­ход­ни­че­ст­во (в осн. в Чеч­ню). Ста­рин­ное жи­ли­ще (т. н. го­до­бе­рин­ский дом): квад­рат­ное в пла­не, по­то­лоч­ные бал­ки опи­ра­ют­ся на мас­сив­ные стол­бы на ка­мен­ном ос­но­ва­нии; ря­ды стол­бов де­лят ком­на­ту на 3 по­ме­ще­ния (од­но из них слу­жит кла­до­вой); око­ло центр. стол­ба, на ко­то­рый опи­ра­ет­ся гл. рез­ная бал­ка, рас­по­ла­га­ет­ся от­кры­тый очаг. Жен­щи­ны но­си­ли ру­ба­ху (хе­лу), ино­гда по­верх неё – рас­паш­ное пла­тье (те­ге­ла) с от­рез­ной юб­кой в сбор­ку, позд­нее – на ко­кет­ке. На свадь­бу на­де­ва­ли без­ру­кав­ку (ке­ре­са), рас­ши­тую спе­ре­ди се­реб­ря­ны­ми мо­не­та­ми. Го­лов­ной убор – чух­та (каш­та) – ар­ха­ич­но­го бот­лих­ско­го ти­па (с вы­со­ким стё­га­ным на ват­ной под­клад­ке кор­пу­сом, ино­гда с ро­го­вид­ны­ми бо­ко­вы­ми вы­сту­па­ми) и, в от­ли­чие от бот­лих­ской, – с тя­жё­лы­ми на­шив­ны­ми коль­ца­ми по бо­кам; с 20 в. рас­про­стра­ня­ет­ся об­ще­да­ге­стан­ская меш­ко­об­раз­ная чух­та. Со­хра­ня­ют­ся родств. объ­е­ди­не­ния (ту­ху­мы), об­щин­ная взаи­мо­по­мощь (гвай). Празд­ни­ки – пер­вой бо­роз­ды (ун­са гьаам) и вы­го­на ско­та (пур­цы ругъ­и­бу са­ла­кьа); фольк­лор – эт­но­ге­не­тич. и ис­то­рич. пре­да­ния, сказ­ки (вол­шеб­ные, бы­то­вые), пес­ни.

Лит.: Али­мо­ва Б. М., Лу­гу­ев С. А. Го­до­бе­рин­цы: ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ское ис­сле­до­ва­ние. ХIХ – на­ча­ло ХХ ве­ка. Ма­хач­ка­ла, 1997; Али­мо­ва Б. М., Ма­го­ме­дов Д. М. Го­до­бе­рин­цы // На­ро­ды Да­ге­ста­на. М., 2002.

Вернуться к началу