ГОДОБЕРИ́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ГОДОБЕРИ́НЦЫ (самоназвание – гибдиди, аварское – годоберисел, андийское – годобердирал), один из андийских народов на северо-западе Дагестана (Россия). Численность до 4 тыс. чел. (2002, оценка). В осн. причисляют себя к аварцам (переписью 2002 учтено 39 Г. – в осн. вне Дагестана). Живут гл. обр. в сёлах Верхнее Годобери, Нижнее Годобери, Зибирхали – в долине среднего течения р. Андийское Койсу (запад Ботлихского р-на); часть проживает на равнине (Хасавюртовский и Кизлярский р-ны) и в городах (Махачкала, Кизляр, Хасавюрт и др.). Говорят на годоберинском языке; распространены также авар. и рус. языки. Верующие – мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба.
В 15–16 вв. входили в союз сельских обществ Технуцал. В 16–17 вв. приняли ислам. В 1809 вошли в состав России, в 1860-х гг. включены в Андийский окр. Дагестанской обл. По переписи 1926, насчитывали 1,4 тыс. чел. После 1939 включались в состав аварцев. Традиц. культура типична для народов Кавказа (см. в ст. Азия). Традиц. занятия – пашенное земледелие и отгонное скотоводство; была развита резьба по дереву и камню (надгробия, капители и камни в кладке домов). Были распространены промыслы, торговля с Чечнёй, Грузией, отходничество (в осн. в Чечню). Старинное жилище (т. н. годоберинский дом): квадратное в плане, потолочные балки опираются на массивные столбы на каменном основании; ряды столбов делят комнату на 3 помещения (одно из них служит кладовой); около центр. столба, на который опирается гл. резная балка, располагается открытый очаг. Женщины носили рубаху (хелу), иногда поверх неё – распашное платье (тегела) с отрезной юбкой в сборку, позднее – на кокетке. На свадьбу надевали безрукавку (кереса), расшитую спереди серебряными монетами. Головной убор – чухта (кашта) – архаичного ботлихского типа (с высоким стёганым на ватной подкладке корпусом, иногда с роговидными боковыми выступами) и, в отличие от ботлихской, – с тяжёлыми нашивными кольцами по бокам; с 20 в. распространяется общедагестанская мешкообразная чухта. Сохраняются родств. объединения (тухумы), общинная взаимопомощь (гвай). Праздники – первой борозды (унса гьаам) и выгона скота (пурцы ругъибу салакьа); фольклор – этногенетич. и историч. предания, сказки (волшебные, бытовые), песни.