ДОЛГА́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОЛГА́НЫ (самоназв.ание – дулгаан, тыа киhитэ, тыа кисите, тыалар – «тундровый человек», hака, эвенк. теге – народ), тюркоязычный народ в России. Числ. 7,9 тыс. чел., в т. ч. в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края 5,4 тыс. чел., в Якутии (Анабарский улус) 1,9 тыс. чел. (2010, перепись). 1,5 тыс. чел. живут в городах, в т. ч. 1050 чел. (2010, перепись) – в городе Дудинка. Говорят на долганском языке, в местах смешанного проживания только на рус. яз. Верующие – православные.
Образовывали «роды» («орды» – ордаа, биис), возглавлявшиеся старостами, или «князьцами», на основе которых были образованы управы: Долгано-Есейская (собственно Долган), Долгано-Тунгусская (Донгот), Жигано-Тунгусская (Эджен, Эдян, или Азян) и Боганидско-Тунгусская (Карынтуо). До 17 в. жили в устье Вилюя на Лене (Долган) и по реке Оленёк. «Роды» с названиями Долган, Эдян были известны вплоть до Камчатки и Охотского побережья. В 18 в. Д. переселились на реки Попигай и Хатанга, Карынтуо – на реке Боганида, Донгот и Эдян – к Норильским озёрам. Оставшиеся на Лене Д. вошли в качестве отд. «родов» в местные якут. наслеги. К ним причисляли также якутов, поселявшихся с кон. 17 в. в бассейне реки Хатанга и образовавших в 18 в. Нижнезатундринскую якут. волость, и объякутившихся эвенков. В состав Д. вошли местные группы рус. старожилов на Хатанге (затундренские крестьяне); с ними, в частности, связывают появление у Д. ловушек-пастей на песца. К 1920-м гг. складывается культурное своеобразие и самосознание Д. По переписи 1926 их насчитывалось 1,4 тыс. чел.
Традиц. культура типична для народов севера Вост. Сибири (см. в разделе Народы и языки, т. «Россия»). Осн. занятия – оленеводство, охота (песец, олень, птица), рыболовство. Зимой семьи кочевали в полосе лесотундры между озеро Пясино и низовьями реки Попигай, образуя цепь станций («станков») зимнего тракта Дудинка – Хатанга и далее через реки Попигай и Анабар в Булун на Лене. Приёмы оленеводства сочетали тунгусские и самодийские традиции. Летом объединялись в кочевые группы и формировали большие стада оленей (выпасали в тундре с использованием пастушеской собаки); оленей доили. Кочевые группы возглавлялись старшинами, состояли в осн. из родственных семей, группировавшихся вокруг многооленных (до 5 тыс. голов) хозяев. Летние охотничьи и рыболовные угодья определялись каждой весной по договорённости между старшинами кочевых общин. Осенью вновь распадались на семьи, кочевавшие около своих песцовых ловушек или охотившиеся на диких оленей. Олений транспорт сочетал традиции тунгусско-вьючной езды с нартами самодийского и восточносибирского типов; в отличие от самодийцев, садились в нарты и управляли упряжкой по-тунгусски – справа. До 1930-х гг. использовали луки (сложные луки получали от кетов через посредство русских и от якутов и юж. эвенков), в засеках – самострелы, осенью охотились с оленем-манщиком, устраивали коллективные поколки. Зимой охотились на оленей гоном на нартах, подкрадывались, прикрываясь щитком, поставленным на полозья, пользовались широкими лыжами тунгусского типа, летом выслеживали стадо с помощью собаки. Для маскировки охотники зимой надевали белый сокуй (перёд из шкуры белой собаки), летом – серую малицу. Для охоты на птиц использовали петли, сети, летом устраивали коллективную охоту на линного гуся (битую птицу хранили в ямах). Добытых оленей и птицу делили между членами кочевой группы. Рыбу ловили зимой и летом, использовали перемёты, сети из ниток и конского волоса (из Якутии): ставные (длина до 30 м) и плавные, передвигаемые с помощью верхового оленя. На реках Пясина и Хатанга пользовались долблёными лодками (ветка). Мясо и рыбу вялили, варили, рыбу квасили в ямах, ели строганину. Осн. жилище – чум тунгусского типа, зимой на востоке также якут. балаган; у русских заимствовали срубные жилища (с плоской крышей), нартяные чумы-балки. Традиц. одежда сочетала самодийские и тунгусские традиции: зимой – глухая (сокуй, совик) или распашная (парка) мехом наружу, длинная женская шуба из песцового и заячьего (сон) или оленьего (сангыйак) меха, летом – суконный сокуй или кафтан (сонтап), также надеваемые зимой поверх меховой одежды. Для мужской и женской одежды характерны удлинённый сзади подол (тунгусская традиция), украшение одежды бисером, аппликацией, оленьим волосом, вышитые пояса и нагрудники, близкие к эвенским. Были распространены вышивка сухожилиями (оленья упряжь), резьба и инкрустация оловом по мамонтовой кости (нащёчные пластины, луки сёдел), раскраска по дереву (спинки и копылья нарт), резьба по дереву (зоо- и антропоморфная скульптура, применяемая в охотничьей магии). До 19 в. существовали большие патриархальные семьи (сиен) и патрилинейные роды (уус). Практиковался брак между дальними родственниками («возвращение кости»), многоступенчатый калымный брак, брак по сговору и левират. Система родства бифуркативно-линейного типа, со скользящим счётом поколений и скосом типа «омаха». Лексика родства якутская (типичные для алтайских языков парные термины родства) с некоторыми эвенкийскими заимствованиями. В 1990-е гг. семейно-родовая структура Д. получила гос. поддержку. Календарями служили 6-гранные бруски с зарубками. Сохранялся культ духов [вселявшиеся в разл. предметы (иччи), добрые (айыы) и злые (абаасы) духи], семейных и родовых фетишей (сайтаан), хранение которых передавалось среди женщин; существовали шаманы (ойун), шаманские атрибуты сочетают ранние эвенкийские и поздние якут. элементы. Покойников хоронили в земле, вост. Д. над могилой ставили кресты, сооружения, часто украшенные резьбой (рис.), оставляли (иногда вешали на дерево) одежду умершего, голову или рога принесённого в жертву оленя.
Устное творчество. Высокий статус в культуре имеет эпос олонгко, исполняющийся в виде сказывания либо сказывания с пением (герои сказаний «Аталами», «Мередян Мэргэн» и др. наделяются одним или несколькими персональными напевами; напевы богатырей Среднего и Нижнего миров могут противопоставляться по ладовым и ритмич. признакам). Осн. место в устной культуре Д. занимает песенная традиция ырыа, включающая лирические (личные, любовные песни, дорожные, «песни на одном дыхании», шуточные) и обрядовые (свадебные песни женихов и колыбельные) жанры, в них используются как типовые, так и импровизированные индивидуальные напевы. Сохранились обрядовые круговые песни-танцы хейро – тунгусского и осуохай – сев.-якут. происхождения с респонсорным пением запевалы и участников хоровода. К исчезнувшим жанрам относятся шаманские камлания (ойуун кутуруута) с использованием бубна (дюнгюр) и обращения к духам-алгыс. Инструментальная музыка представлена наигрышами на варгане.
Совр. Д. сохраняют охоту на оленя (по Таймыру проходят миграционные пути крупнейшей в Евразии популяции диких оленей); охота на них даёт Д. мясо и шкуры. В 3 посёлках на северо-востоке бывшего Хатангского района сохраняется нартенное и верховое оленеводство (6,5 тыс. оленей в 2006).