Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗАТУ́НДРЕНСКИЕ КРЕСТЬЯ́НЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 291-292

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Плужников
Затундренские крестьяне. Интерьер жилища: 1 – печь; 2 – деталь – вешало для котла (по А. А. Попову).

ЗАТУ́НДРЕНСКИЕ КРЕСТЬЯ́НЕ (за­тун­д­рин­ские кре­сть­я­не), груп­па рус. ста­ро­жи­лов во внутр. рай­онах п-ова Тай­мыр (т. н. За­тун­д­ра – ле­со­тун­д­ро­вая об­ласть, ог­ра­ни­чен­ная с за­па­да кли­ном от­кры­той тун­д­ры). От­но­си­лись к Ниж­не­за­тун­д­рин­ско­му кре­сть­ян­ско­му об-ву. З. к. жи­ли на стан­ках Ха­танг­ско­го трак­та (Ду­дин­ка – Ха­тан­га), ко­то­рый под­дер­жи­ва­ли сво­ей под­вод­ной по­вин­но­стью вме­сте с яку­та­ми, дол­га­на­ми и эвен­ка­ми, и да­лее на вос­ток вплоть до р. По­пи­гай, а так­же в уро­чи­ще Из­ба Мар­ка в устье р. Боль­шая Ба­лах­ня на вос­то­ке Тай­мы­ра (са­мое сев. зим­нее по­се­ле­ние в Ев­ра­зии) и в от­кры­той тун­д­ре в ни­зовь­ях р. Пя­си­на на се­ве­ро-за­па­де.

Затундренские крестьяне. Намогильные сооружения на Пясине: 1–3 – общий вид; 4 – деталь (по А. А. Попову).

Пер­вые З. к. бы­ли из по­сад­ских и слу­жи­лых лю­дей, по­се­лив­ших­ся здесь в кон. 17 в. (позд­нее нга­на­сан и эн­цев, но рань­ше эвен­ков, дол­ган и яку­тов). В 18 в. сре­ди них по­яв­ля­ют­ся кре­сть­я­не. Некоторые З. к., бу­ду­чи ста­ро­ве­ра­ми (су­дя по мно­го­числ. ста­ро­об­рядч. за­хо­ро­не­ни­ям), мог­ли про­ник­нуть на Тай­мыр не­ле­галь­но. Пер­во­на­чаль­но за­ни­ма­лись охо­той на пуш­но­го зве­ря, ди­ко­го оле­ня и пти­цу, ры­бо­лов­ст­вом и впер­вые вве­дён­ным ими на Тай­мы­ре ез­до­вым со­ба­ко­вод­ст­вом. Для ез­до­вых нарт (пря­мо­ко­пыль­ные с го­ри­зон­таль­ной ду­гой-ба­ра­ном) при­ме­нял­ся за­пад­но­си­бир­ский тип уп­ряж­ки – про­доль­ной пар­ной (цу­гом) с кре­п­ле­ни­ем по­стром­ки к та­зо­вой час­ти по­сред­ст­вом хо­му­та из ста­рых ры­бо­лов­ных се­тей, об­ши­то­го ме­хо­вой олень­ей шку­рой. Ез­до­вое со­ба­ко­вод­ст­во у З. к. оп­ре­де­ли­ло пре­об­ла­да­ние ры­бо­лов­ст­ва и за­го­тов­ки юко­лы над охо­той. З. к. пек­ли хлеб (из по­куп­ной ржа­ной му­ки с до­бав­ле­ни­ем мха), пи­ро­ги с оле­ни­ной, ры­бой и ди­ким лу­ком. Оде­ж­да и обувь в осн. дол­ган­ско­го об­раз­ца; на за­па­де Тай­мы­ра по­верх на­де­ва­ли за­им­ст­во­ван­ные у нен­цев ма­ли­цы. Жи­ли­ще – из­ба с при­мы­кав­ши­ми кры­тым дво­ром и др. хо­зяйств. по­ме­ще­ния­ми.

Наи­бо­лее ран­ние брач­ные кон­так­ты З. к. с або­ри­ген­ным на­се­ле­ни­ем бы­ли с нга­на­са­на­ми. Для об­лег­че­ния по­да­тей не­ко­то­рые З. к. «пе­ре­пи­сы­ва­лись» в «ино­род­че­ские» упра­вы. К 19 в. чис­лен­ность З. к. рез­ко упа­ла вслед­ст­вие эпи­де­мий, ос­тав­шие­ся ста­ли сме­ши­вать­ся с дол­га­на­ми и яку­та­ми и пе­ре­хо­дить к по­лу­ко­че­во­му оле­не­вод­ст­ву. Для зим­них пу­те­ше­ст­вий ста­ли ис­поль­зо­вать бал­ки́, ле­том жи­ли в чу­мах. Час­то З. к. и дол­га­ны ле­том объ­е­ди­ня­ли оле­ней в об­щие ста­да, от­да­вае­мые на вы­пас вы­бран­ным пас­ту­хам, а пр. муж­ское на­се­ле­ние за­ни­ма­лось охо­той, ко­то­рая ста­ла до­ми­ни­ро­вать над ры­бо­лов­ст­вом. З. к. по­сте­пен­но пе­ре­хо­ди­ли на дол­ган­ский яз. К 1920-м гг. толь­ко у без­олен­ных З. к. на зап. стан­ках про­сле­жи­ва­лись ос­тат­ки дву­язы­чия, при этом русские пес­ни ис­пол­ня­лись на дол­ган­ские ме­ло­дии. Се­бя З. к. на­зы­вали «кре­сть­я­на­ми», про­ти­во­пос­тав­ляя рус­ским, са­мо­дий­цам (нен­цам, эн­цам, нга­на­са­нам) и дол­га­нам. По пе­ре­пи­си 1926–27, З. к. на­счи­ты­ва­лось 452 чел. В 1930-х гг. З. к. бы­ли окон­ча­тель­но ас­си­ми­ли­ро­ва­ны дол­га­на­ми.

Лит.: Морд­ви­нов А. За­пис­ки о Ту­ру­хан­ском крае // Со­вре­мен­ник. 1860. № 12; Дол­гих Б. О. На­се­ле­ние по­лу­ост­ро­ва Тай­мы­ра и при­ле­гаю­ще­го к не­му рай­она // Се­вер­ная Азия. 1929. Кн. 2; он же. Про­ис­хо­ж­де­ние дол­ган // Си­бир­ский эт­но­гра­фи­че­ский сбор­ник. М., 1963. Т. 5; По­пов А. А. За­тунд­рен­ские кре­стья­не // Со­вет­ская эт­но­гра­фия. 1934. № 3; Гра­че­ва Г. Н. По­езд­ка к за­пад­ным дол­га­нам // По­левые ис­сле­до­ва­ния Ин­сти­ту­та эт­но­гра­фии. 1979. М., 1983.

Вернуться к началу