ЗАТУ́НДРЕНСКИЕ КРЕСТЬЯ́НЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАТУ́НДРЕНСКИЕ КРЕСТЬЯ́НЕ (затундринские крестьяне), группа рус. старожилов во внутр. районах п-ова Таймыр (т. н. Затундра – лесотундровая область, ограниченная с запада клином открытой тундры). Относились к Нижнезатундринскому крестьянскому об-ву. З. к. жили на станках Хатангского тракта (Дудинка – Хатанга), который поддерживали своей подводной повинностью вместе с якутами, долганами и эвенками, и далее на восток вплоть до р. Попигай, а также в урочище Изба Марка в устье р. Большая Балахня на востоке Таймыра (самое сев. зимнее поселение в Евразии) и в открытой тундре в низовьях р. Пясина на северо-западе.
Первые З. к. были из посадских и служилых людей, поселившихся здесь в кон. 17 в. (позднее нганасан и энцев, но раньше эвенков, долган и якутов). В 18 в. среди них появляются крестьяне. Некоторые З. к., будучи староверами (судя по многочисл. старообрядч. захоронениям), могли проникнуть на Таймыр нелегально. Первоначально занимались охотой на пушного зверя, дикого оленя и птицу, рыболовством и впервые введённым ими на Таймыре ездовым собаководством. Для ездовых нарт (прямокопыльные с горизонтальной дугой-бараном) применялся западносибирский тип упряжки – продольной парной (цугом) с креплением постромки к тазовой части посредством хомута из старых рыболовных сетей, обшитого меховой оленьей шкурой. Ездовое собаководство у З. к. определило преобладание рыболовства и заготовки юколы над охотой. З. к. пекли хлеб (из покупной ржаной муки с добавлением мха), пироги с олениной, рыбой и диким луком. Одежда и обувь в осн. долганского образца; на западе Таймыра поверх надевали заимствованные у ненцев малицы. Жилище – изба с примыкавшими крытым двором и др. хозяйств. помещениями.
Наиболее ранние брачные контакты З. к. с аборигенным населением были с нганасанами. Для облегчения податей некоторые З. к. «переписывались» в «инородческие» управы. К 19 в. численность З. к. резко упала вследствие эпидемий, оставшиеся стали смешиваться с долганами и якутами и переходить к полукочевому оленеводству. Для зимних путешествий стали использовать балки́, летом жили в чумах. Часто З. к. и долганы летом объединяли оленей в общие стада, отдаваемые на выпас выбранным пастухам, а пр. мужское население занималось охотой, которая стала доминировать над рыболовством. З. к. постепенно переходили на долганский яз. К 1920-м гг. только у безоленных З. к. на зап. станках прослеживались остатки двуязычия, при этом русские песни исполнялись на долганские мелодии. Себя З. к. называли «крестьянами», противопоставляя русским, самодийцам (ненцам, энцам, нганасанам) и долганам. По переписи 1926–27, З. к. насчитывалось 452 чел. В 1930-х гг. З. к. были окончательно ассимилированы долганами.