КУМАНДИ́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУМАНДИ́НЦЫ (самоназвания – куманды-кижи, тадар-кижи, тадарлар), народ в составе алтайцев. Живут в осн. на сев.-вост. отрогах Алтая в верхнем и ср. течении реки Бия – на востоке Алтайского края (Бийский, Красногорский, Солтонский, Тогульский, Кытмановский районы), севере Республики Алтай (Майминский и Турочакский районы) и юге Кемеровской обл. (Таштагольский район). Численность 2,9 тыс.чел. (2010, перепись), в т. ч. в Алтайском крае – 1,4 тыс.чел., Респпублике Алтай – 1,1 тыс.чел., Кемеровской обл. – 0,2 тыс.чел. Говорят в осн. по-русски, ок. 730 К. (в осн. старшего и ср. поколений) сохраняют кумандинский язык. Распространён также лит. алтайский яз. Верующие – православные.
В 17 в. насчитывали ок. 350 чел. До присоединения к России (1756) платили дань телеутам и джунгарам. По Уставу об управлении инородцев 1822 включены в состав «оседлых», входили в Бийский у. Томской губ. В 1-й трети 19 в. обращены в православие. По переписи 1926, насчитывали 6,3 тыс. чел. В последующих переписях не учитывались. Включены в списки коренных малочисленных народов РФ и Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. В 1992 в Бийске возникло Об-во возрождения кумандинского народа Алтая, преобразованное в 1998 в Ассоциацию возрождения кумандинского народа. Существует пять нац.-культурных обществ. организаций кумандинцев.
Выделяются верхние К. (орё куманды) – в горно-таёжной зоне бассейна верхней Бии и нижние (алтына куманды) – в лесостепной зоне средней Бии. Осн. традиц. занятия – подсечно-огневое ручное земледелие (более развито у нижних К.), коневодство, собирательство, в т. ч. сбор кедрового ореха; зимой – охота (в т. ч. загонная охота на копытных); держали небольшое количество крупного и мелкого рогатого скота. С сер. 19 в. под влиянием рус. крестьян распространяется пашенное земледелие, молочное животноводство, пасечное пчеловодство. Традиц. жилище – полуземлянка с каркасными бревенчатыми стенами (чер уг); в степи и лесостепи были распространены полуземлянки с плетнёвыми стенами (кыспа уг), наземные каркасные постройки со стенами из 2 слоёв плетня с забутовкой из глины (урген уг), саманные дома с цилиндрич. сводом (уг самананг иштен). С 19 в. строили срубные избы, ориентированные с запада на восток, с входом в юж. стене. Традиц. мужская одежда – штаны, туникообразные рубаха (кюнек) и халат (кендрек) из белого холста, войлочный кафтан (саранда); распашная одежда зап.-сибирского типа (туникообразная с боковыми клиньями). Женская плечевая одежда шилась с боковыми клиньями: рубаха (кюнек) и белый холщовый девичий халат (кендрек) – с плечевыми швами, халат (чекпен) из красного сукна – со вставными поликами, праздничный шёлковый или сатиновый халат (ньанмек, коспек) – туникообразного покроя с надставными полами. Распашная мужская и женская одежда запахивалась в осн. слева направо. И мужчины и женщины носили шерстяные тканые узорные пояса (у мужчин длиной до 3 м, шириной до 10 см). Женская одежда вышивалась бисером. Девушки заплетали нечётное число (от 3 до 9) кос, украшенных бахромой с бисером и раковинами каури; женщины – 2 косы.
Сохраняется память о делении на патрилинейные роды (сеок): куманды (кубанды), со (солу), чабат (шабат), оре-куманды и алтына-куманды, тастар, тоон, караба, табыска, чедыбер, тонгул, челей, калар. Система терминов родства близка к алтайской: родств. и свойств. категории различаются по относит. возрасту; бифуркативно-линейность в первом восходящем и первом нисходящем поколениях сочетается со скользящим счётом поколений и генерационным скосом типа «омаха»; сиблинги делятся по относит. возрасту и по полу; распространены парные термины. Традиц. верования – вера в небесных, земных и подземных духов, делившихся на чистых (арыг тёс) и нечистых (кара тёс). К чистым небесным духам относились духи – покровители рода (тёс, или пайана); верховным божеством считался Бай-Ульгень. Земные чистые духи – хозяева гор (каждый сеок имел свою священную гору – покровительницу рода), вод, хозяйка огня, покровители охоты (напр., внук Ульгеня Шалыг). Семейные покровительницы (куртыйак, орёкеннер) изображались в виде тряпичных кукол. Нечистые духи обитали в осн. в подземном мире, их главой был Эрлик (по некоторым данным, брат Ульгеня) – олицетворение зла. Духам приносили в жертву коней, овец и др. Существовали разл. типы погребений, в т. ч. воздушные на помосте. Атрибутами шаманов (кам) были особые халат и шапка, круглый бубен тюр (трёх типов: тезим – с рукоятью в виде антропоморфной фигурки и каным – в виде фигурки с двумя головами – челканского типа; марс – с неантропоморфной рукоятью и разрисованной внешней стороной – шорского типа) с колотушкой. С шаманством был связан эротич. обряд Коча-Кан, направленный на обеспечение плодородия. Кроме шаманов, существовали и др. ритуальные специалисты.
Устное творчество. Распространены песни: долгие – сарын и короткие плясовые (с формульными напевами) – такпак; и те и другие по тематике могут быть любовными, бытовыми и др. Преобладает сольное пение; хоровое пение в своей основе гетерофонное. Исполнение эпич. сказаний (кай чёрчёк) включает горловое пение (кай) в сопровождении комуса (щипковый инструмент типа лютни). Во время весенне-осеннего обряда Табыр водили хороводы и пели песни (солист и хор участников обряда). Распространены мифологич. рассказы, историч. предания, легенды, бытовые и волшебные сказки (чёрчёк) и др.