Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕЗГИ́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Сергеева

ЛЕЗГИ́НЫ (самоназвание  лезги, мн. ч. лезгияр), лезгинский народ на Кавказе. Живут в осн. на юге Дагестана (юг Хивского, Сулейман-Стальский, Магарамкентский, Курахский, Ахтынский, Докузпаринский районы и восток Рутульского района) в России и на северо-востоке Азербайджана (кубинские Л. – в осн. Кусарский, север Кубинского и Хачмасского районов). Численность в России 473,7 тыс. чел., из них в Дагестане – 385,2 тыс. чел. (2010, перепись), в Азербайджане – 180,3 тыс. чел. (2009, перепись). Живут также в Туркмении, Казахстане, Турции, Узбекистане, Киргизии, на Украине, в Грузии и др. Общая численность 680 тыс. чел. (2010, оценка). Говорят на лезгинском языке, 90 % в России владеют рус. яз., в Азербайджане распространён азерб. яз. Л. – мусульмане-сунниты, есть шииты (село Мискинджа Докузпаринского района).

Лезгинские ковры: 1 – безворсовый (село Орта-Стал); 2 – ворсовый (село Микрах).

До нач. 20 в. Л. час­то на­зы­ва­ли всё гор­ское на­се­ле­ние Да­ге­ста­на. Пред­ки Л. вхо­ди­ли в со­став Кав­каз­ской Ал­ба­нии, за­тем – по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ния Лакз (Лекх), Арабского ха­ли­фа­та и вла­де­ний Дер­бен­та. В 11–14 вв. во­круг круп­ных лез­гин­ских се­лений (Ах­ты, До­куз-па­ра, Ку­рах, Кю­ре и др.) воз­ни­ка­ют «воль­ные об­ще­ст­ва», вре­ме­на­ми по­па­дав­шие в за­ви­си­мость от Шир­ва­на. В 18 в. часть Л. вхо­ди­ла в со­став Ку­бин­ско­го хан­ст­ва и Дер­бент­ско­го хан­ст­ва, в 1812 село Ку­рах ста­но­вит­ся сто­ли­цей са­мо­стоя­тель­но­го Кю­рин­ско­го хан­ст­ва. По пе­ре­пи­си 1926 на­счи­ты­ва­лось 134,5 тыс. Л., в т. ч. в Да­ге­ста­не – 90,5 тыс. чел., в За­кав­каз­ской СФСР – 40,7 тыс. чел. В 1950–80-е гг. часть Л. из вы­со­ко­гор­ных об­лас­тей бы­ла пе­ре­се­ле­на на При­кас­пий­скую низ­мен­ность. С 1990-х гг. дей­ст­ву­ет лез­гин­ское нар. дви­же­ние «Сад­вал» («Един­ст­во»), бо­рю­щее­ся за объ­е­ди­не­ние Л. в рам­ках «гос-ва Лез­ги­яр».

Лезгины. Традиционное жилище.

Куль­ту­ра ти­пич­на для да­ге­стан­ских на­ро­дов. Осн. тра­диц. за­ня­тия – па­шен­ное зем­ле­де­лие, в го­рах – от­гон­ное ско­то­вод­ст­во (зим­ние па­ст­би­ща на­хо­ди­лись в осн. в Северном Азер­бай­джа­не). Тра­диц. про­мыс­лы и ре­мёс­ла – тка­че­ст­во, про­из­вод­ст­во ков­ров, сук­на, вой­лока, ко­же­вен­ное, куз­неч­ное (село Ах­ты), ору­жей­ное и юве­лир­ное (село Ик­ра) де­ло и др. Бы­ло рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во на се­зон­ные за­ра­бот­ки к зем­ле­дель­цам и на неф­тя­ные про­мыслы Азер­бай­джа­на. Тра­диц. по­се­ле­ния (хур) в го­рах – ку­че­вой, ино­гда тер­рас­ной пла­ни­ров­ки, час­то с обо­ро­нит. баш­ня­ми, со­хра­ня­лось ту­хум­ное рас­се­ле­ние. На рав­ни­не по­се­ле­ния раз­бро­сан­ной или улич­ной пла­ни­ров­ки. Ка­ж­дое се­ле­ние име­ло пло­щадь (ким) для сель­ско­го схо­да. Жи­ли­ще ка­мен­ное, на рав­ни­не так­же са­ман­ное или гли­но­бит­ное, с пло­ской зем­ля­ной кры­шей. Ниж­ний этаж за­ни­мал хлев, верх­ний – жи­лые по­ме­ще­ния, вы­хо­дя­щие на га­ле­рею, на ко­то­рую ве­дёт на­руж­ная ле­ст­ни­ца со дво­ра. До­ма род­ст­вен­ни­ков со­еди­ня­лись пе­ре­хо­да­ми. Осн. жен­ская оде­ж­да – ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха (пе­рем), по­верх неё – рас­паш­ное пла­тье (валжаг) с юб­кой в склад­ку или сбор­ку и рас­ши­ряю­щи­ми­ся от лок­тя ру­ка­ва­ми или от­рез­ной в та­лии об­ле­гаю­щий каф­тан­чик (ла­ба­да); го­лов­ной убор – чух­та (шут­ку, бер­чек, са­ра­хуч) с чепцом и ме­шоч­ком; верх­няя оде­ж­да – шу­ба по­кроя чер­ке­ски. Осн. пи­ща – хлеб из пре­сно­го и ки­сло­го тес­та, вы­пе­чен­ный в тра­диц. хлеб­ных пе­чах (хар, тон­дыр, садж), хин­кал с под­ли­вой из про­сто­ква­ши и чес­но­ка, го­луб­цы с ви­но­град­ны­ми ли­сть­я­ми (дол­ма), шаш­лык, плов, мяс­ной суп (шур­па), пи­ро­ги; из мо­ло­ка го­то­вят про­сто­ква­шу (къа­тух), слив­ки (къай­мак), сыр (ни­си) и др.; из му­ки – сла­бо­кис­лый на­пи­ток (ми­ач). Ри­ту­аль­ная пи­ща – ка­ша (ги­ти) из зё­рен пше­ни­цы и ку­ку­ру­зы с мо­ло­ком, лу­ком и ба­ра­ни­ной, гус­тая муч­ная ка­ша (ха­шил), хал­ва (иси­да). Ос­но­ва со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции – сель­ская об­щи­на (джа­ма­ат). В Сред­не­ве­ко­вье вы­де­ли­лась феодаль­ная вер­хуш­ка (ха­ны и бе­ки). До 20 в. бы­ли рас­про­стра­не­ны боль­шие пат­ри­ар­халь­ные се­мьи (че­хи хи­зан) чис­лен­но­стью до 100 чел., воз­глав­ляв­шие­ся стар­шим муж­чи­ной (чие­хи буба), и ту­ху­мы во гла­ве с ли­де­ром (кел­те, са­ка, ах­са­ка). До­пус­ка­лись бра­ки ме­ж­ду пред­ста­вите­ля­ми раз­ных ту­ху­мов, из меж­эт­нич. бра­ков – с азер­бай­джан­ца­ми. Бы­ли рас­про­стра­не­ны об­мен­ный брак (ре­кье гун), ле­ви­рат, со­ро­рат, кросс- и ор­то­ку­зен­ный брак, брак по­хи­ще­ни­ем (гу­ваз ка­тун) и уво­дом (ала­чи­на фин), ко­лы­бель­ный сго­вор; за не­вес­ту да­ва­ли пла­ту (иоль-пу­ли, пуль-пу­ли, ке­бин гак), ны­не ча­ще вы­пла­чи­ва­ют ка­лым. Ха­рак­тер­ны при­жиз­нен­ные по­мин­ки (хей­рат), уст­раи­вае­мые ста­ри­ка­ми. Празд­но­ва­ние Но­уру­за (Яран-су­вар) со­про­во­ж­дал­ось пере­пры­ги­ва­ни­ем че­рез ко­ст­ры, ка­ча­ни­ем на ка­че­лях и т. д. От­ме­ча­лись так­же празд­ник цветов (Цу­к­вер су­вар), празд­ник че­реш­ни (Пии­ни­рин су­вар). Про­во­ди­ли об­ря­ды вы­зо­ва до­ж­дя (пеш апай) и солн­ца (гу­ню), жен­щи­ны зи­мой уст­раи­ва­ли по­си­дел­ки, со­про­во­ж­дае­мые тан­ца­ми. Со­хра­ня­ют­ся по­кло­не­ние де­ревь­ям, кам­ням, жи­вот­ным, жерт­во­при­но­ше­ния умер­шим, ве­ра в до­мо­вых, дра­ко­нов, де­мо­нов и др. Су­ще­ст­во­ва­ли проф. зна­ха­ри (джар­рах).

Уст­ное твор­че­ст­во – героич. эпос (шарвели), сказания, сказки. В муз. фольклоре преобладает инструментальная музыка, которой свойственна мелодич. орнаментика. Среди песен наиболее распространены лирические с развитым инструментальным сопровождением. В числе муз. инструментов: струнный смычковый кеманча, струнные щипковые чунгур, саз, тар, духовые язычковые зурна, балабан, продольная флейта кшул, 2-сторонний барабан далдам (или доол), бубен тафт, парные керамич. литавры типлипитом; с 19 в. известны гармоника, баян. В праздничном быту широко распространён инструментальный ансамбль в составе: 2 зурны (на одной играют мелодию, на другой – бурдон), далдам; ансамбли ударных инструментов исполняют сложные полиритмические пьесы. Инструментальная музыка сопровождает пение, танцы, игры, спортивные состязания. Среди танцев – быстрый хкадардай макьам (известен как лезгинка), спокойный мужской танец зарб макьам, медленные плавные танцы. Сохранились традиции проведения календарных праздников под песни, танцы, инструментальную музыку, традиции ашугов (в т.ч. ашугские состязания).

Лит.: Да­ге­стан­ские на­род­ные пес­ни. М., 1959; Ке­ри­мов С. На­род­ное му­зы­каль­ное твор­че­ст­во лез­гин. Ма­хач­ка­ла, 1961; Ага­ши­ри­но­ва С. С. Ма­те­ри­аль­ная куль­ту­ра лез­гин, XIX – на­ча­ло XX в. М., 1978; Риз­ва­нов З. Ис­то­рия лез­гин. Ма­хач­ка­ла, 1990; Са­ды­ки М.-А. М.-Г. Древ­няя ис­то­рия лез­гин и ан­тич­ные пись­мен­ные ис­точ­ни­ки. М., 1996; Гад­жи­ев Г. А., Ри­за­ха­но­ва М. Ш. Лез­ги­ны // На­ро­ды Да­ге­ста­на. М., 2002; Га­ние­ва А. М. Очер­ки уст­но-по­эти­че­ско­го твор­че­ст­ва лез­гин. М., 2004; Ке­ри­мов А. К. Ис­то­рия Да­ге­стан­ских лез­гин. М., 2005; Ризаханова М. Ш. Духовная культура лезгин. 20-е гг. XX - начало XXI вв. Современные этнокультурные процессы. Махачкала, 2009.

Вернуться к началу