ЛЕЗГИ́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕЗГИ́НЫ (самоназвание – лезги, мн. ч. лезгияр), лезгинский народ на Кавказе. Живут в осн. на юге Дагестана (юг Хивского, Сулейман-Стальский, Магарамкентский, Курахский, Ахтынский, Докузпаринский районы и восток Рутульского района) в России и на северо-востоке Азербайджана (кубинские Л. – в осн. Кусарский, север Кубинского и Хачмасского районов). Численность в России 473,7 тыс. чел., из них в Дагестане – 385,2 тыс. чел. (2010, перепись), в Азербайджане – 180,3 тыс. чел. (2009, перепись). Живут также в Туркмении, Казахстане, Турции, Узбекистане, Киргизии, на Украине, в Грузии и др. Общая численность 680 тыс. чел. (2010, оценка). Говорят на лезгинском языке, 90 % в России владеют рус. яз., в Азербайджане распространён азерб. яз. Л. – мусульмане-сунниты, есть шииты (село Мискинджа Докузпаринского района).
До нач. 20 в. Л. часто называли всё горское население Дагестана. Предки Л. входили в состав Кавказской Албании, затем – политич. образования Лакз (Лекх), Арабского халифата и владений Дербента. В 11–14 вв. вокруг крупных лезгинских селений (Ахты, Докуз-пара, Курах, Кюре и др.) возникают «вольные общества», временами попадавшие в зависимость от Ширвана. В 18 в. часть Л. входила в состав Кубинского ханства и Дербентского ханства, в 1812 село Курах становится столицей самостоятельного Кюринского ханства. По переписи 1926 насчитывалось 134,5 тыс. Л., в т. ч. в Дагестане – 90,5 тыс. чел., в Закавказской СФСР – 40,7 тыс. чел. В 1950–80-е гг. часть Л. из высокогорных областей была переселена на Прикаспийскую низменность. С 1990-х гг. действует лезгинское нар. движение «Садвал» («Единство»), борющееся за объединение Л. в рамках «гос-ва Лезгияр».
Культура типична для дагестанских народов. Осн. традиц. занятия – пашенное земледелие, в горах – отгонное скотоводство (зимние пастбища находились в осн. в Северном Азербайджане). Традиц. промыслы и ремёсла – ткачество, производство ковров, сукна, войлока, кожевенное, кузнечное (село Ахты), оружейное и ювелирное (село Икра) дело и др. Было распространено отходничество на сезонные заработки к земледельцам и на нефтяные промыслы Азербайджана. Традиц. поселения (хур) в горах – кучевой, иногда террасной планировки, часто с оборонит. башнями, сохранялось тухумное расселение. На равнине поселения разбросанной или уличной планировки. Каждое селение имело площадь (ким) для сельского схода. Жилище каменное, на равнине также саманное или глинобитное, с плоской земляной крышей. Нижний этаж занимал хлев, верхний – жилые помещения, выходящие на галерею, на которую ведёт наружная лестница со двора. Дома родственников соединялись переходами. Осн. женская одежда – туникообразная рубаха (перем), поверх неё – распашное платье (валжаг) с юбкой в складку или сборку и расширяющимися от локтя рукавами или отрезной в талии облегающий кафтанчик (лабада); головной убор – чухта (шутку, берчек, сарахуч) с чепцом и мешочком; верхняя одежда – шуба покроя черкески. Осн. пища – хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиц. хлебных печах (хар, тондыр, садж), хинкал с подливой из простокваши и чеснока, голубцы с виноградными листьями (долма), шашлык, плов, мясной суп (шурпа), пироги; из молока готовят простоквашу (къатух), сливки (къаймак), сыр (ниси) и др.; из муки – слабокислый напиток (миач). Ритуальная пища – каша (гити) из зёрен пшеницы и кукурузы с молоком, луком и бараниной, густая мучная каша (хашил), халва (исида). Основа социальной организации – сельская община (джамаат). В Средневековье выделилась феодальная верхушка (ханы и беки). До 20 в. были распространены большие патриархальные семьи (чехи хизан) численностью до 100 чел., возглавлявшиеся старшим мужчиной (чиехи буба), и тухумы во главе с лидером (келте, сака, ахсака). Допускались браки между представителями разных тухумов, из межэтнич. браков – с азербайджанцами. Были распространены обменный брак (рекье гун), левират, сорорат, кросс- и ортокузенный брак, брак похищением (гуваз катун) и уводом (алачина фин), колыбельный сговор; за невесту давали плату (иоль-пули, пуль-пули, кебин гак), ныне чаще выплачивают калым. Характерны прижизненные поминки (хейрат), устраиваемые стариками. Празднование Ноуруза (Яран-сувар) сопровождалось перепрыгиванием через костры, качанием на качелях и т. д. Отмечались также праздник цветов (Цуквер сувар), праздник черешни (Пиинирин сувар). Проводили обряды вызова дождя (пеш апай) и солнца (гуню), женщины зимой устраивали посиделки, сопровождаемые танцами. Сохраняются поклонение деревьям, камням, животным, жертвоприношения умершим, вера в домовых, драконов, демонов и др. Существовали проф. знахари (джаррах).
Устное творчество – героич. эпос (шарвели), сказания, сказки. В муз. фольклоре преобладает инструментальная музыка, которой свойственна мелодич. орнаментика. Среди песен наиболее распространены лирические с развитым инструментальным сопровождением. В числе муз. инструментов: струнный смычковый кеманча, струнные щипковые чунгур, саз, тар, духовые язычковые зурна, балабан, продольная флейта кшул, 2-сторонний барабан далдам (или доол), бубен тафт, парные керамич. литавры типлипитом; с 19 в. известны гармоника, баян. В праздничном быту широко распространён инструментальный ансамбль в составе: 2 зурны (на одной играют мелодию, на другой – бурдон), далдам; ансамбли ударных инструментов исполняют сложные полиритмические пьесы. Инструментальная музыка сопровождает пение, танцы, игры, спортивные состязания. Среди танцев – быстрый хкадардай макьам (известен как лезгинка), спокойный мужской танец зарб макьам, медленные плавные танцы. Сохранились традиции проведения календарных праздников под песни, танцы, инструментальную музыку, традиции ашугов (в т.ч. ашугские состязания).