Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАПА́ГО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 247

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов

ПАПА́ГО (от назв. сор­та бо­бов), верх­ние пи­ма [са­мо­на­зва­ние – то­хо­но о’одхам (пус­тын­ные пи­ма)], один из со­нор­ских на­ро­дов на Юго-За­па­де США (4 ре­зер­ва­ции на юге шта­та Ари­зо­на, две из них со­вме­ст­но с пи­ма) и се­ве­ро-за­па­де Мек­си­ки (се­вер шта­та Со­но­ра). Чис­лен­ность в США 19,5 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись), в Мек­си­ке – до 1 тыс. чел. Го­во­рят на язы­ках оод­хам (па­па­го-пи­ма, верх­не­пи­ман­ском) те­пи­ман­ской груп­пы юж­ных юто-ас­тек­ских язы­ков (ок. 10 тыс. чел.), диа­лек­ты ху­ху’ула, ’ан­гам, ги­ги­май, ху­ху­вош, ко­ло­ди (чу­куд-кук), гы‘аджи, ко­хадк, то­то­гу­ань и хиа-чыд-‘о’одхам (пес­ча­ные П.); рас­про­стра­не­ны так­же исп. и англ. язы­ки. Св. 90% П. – ка­то­ли­ки, ос­таль­ные – пре­сви­те­риа­не.

С на­ча­ла кон­так­тов с ис­пан­ца­ми (1687) сре­ди П. ста­ли дей­ст­во­вать ие­зу­ит­ские мис­сии, по­сле из­гна­ния ие­зуи­тов из Но­вой Ис­па­нии в 1767 – фран­ци­скан­ские. П. (из­вест­ные так­же как пи­ма аль­тос, со­ба, со­бай­пу­ри, хи­лень­ос, пиа­тос) уча­ст­во­ва­ли в со­вме­ст­ных с ис­пан­ца­ми во­ен. дей­ст­ви­ях про­тив апа­чи.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Юго-За­па­да США. По куль­ту­ре и язы­ку близ­ки к пи­ма. П., оби­тав­шие в наи­бо­лее за­суш­ли­вых рай­онах пус­ты­ни Со­но­ра (пес­ча­ные П.), ко­че­ва­ли об­щи­на­ми из не­сколь­ких боль­ших се­мей (100 чел.), за­ни­ма­лись со­би­ра­тель­ст­вом, охо­той и се­зон­ным мор. ры­бо­лов­ством (без ло­док). Воз­во­ди­ли ук­ры­тия от вет­ра с ос­но­ва­ни­ем из стоя­щих по кру­гу кам­ней («кру­ги для сна»).

Женщина папаго. Фото Э. Кёртиса (1908).

Во внутр. рай­онах с бо­лее час­ты­ми осад­ка­ми П. за­ни­ма­лись ир­ри­гац. зем­ле­де­ли­ем (ку­ку­ру­за, ты­к­ва, бо­бы) с се­зон­ным про­жи­ва­ни­ем в лет­них (в до­ли­нах, ря­дом с по­ля­ми) и зим­них (у вод­ных ис­точ­ни­ков) по­се­ле­ни­ях. Бы­ло из­вест­но гон­чар­ст­во, пле­те­ние кор­зин. У ис­пан­цев за­им­ст­во­ва­ли пше­ни­цу, ка­пус­ту, го­рох, че­че­ви­цу и др. Рас­про­стра­ни­лось ско­то­вод­ст­во, часть П. ста­ла ра­бо­тать по най­му на гор­ных раз­ра­бот­ках. Су­ще­ст­во­ва­ла сис­те­ма пат­ри­ли­ней­ных кла­нов (из­вест­но 5), объ­е­ди­нён­ных в 2 не­эк­зо­гам­ные по­ло­ви­ны (Ка­ню­ка и Кой­о­та). Крос­ску­зен­ные бра­ки за­пре­ща­лись; бы­ли рас­про­стра­не­ны со­ро­рат, ле­ви­рат, по­ли­ги­ния. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей и ге­не­рац. ти­па в по­ко­ле­нии эго. Де­ды и баб­ки по ли­нии от­ца и ма­те­ри обоз­на­ча­ют­ся отд. тер­ми­на­ми, ко­то­рые яв­ля­ют­ся вза­им­ны­ми с тер­ми­на­ми для вну­ков. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и по по­лу; сиб­лин­ги ро­ди­те­лей – по от­но­сит. воз­ра­сту. Рас­про­стра­не­на си­сте­ма спа­рен­ных тер­ми­нов род­ст­ва, снаб­жён­ных вза­им­ны­ми аф­фик­са­ми. Зем­ле­дель­цы де­ли­лись на 8 ло­каль­ных групп, обыч­но ка­ж­дая за­ни­ма­ла од­ну де­рев­ню. Груп­пу воз­глав­ля­ли ста­рей­ши­на (с по­яв­ле­ни­ем ис­пан­цев – «гу­бер­на­тор») и ша­ман. Де­рев­ни име­ли центр. пло­щадь (пла­са), пред­на­зна­чен­ную для об­ря­дов. Тра­диц. жи­ли­ще ок­руг­лое в пла­не, со сте­на­ми из ве­ток и пло­ской кры­шей, по­кры­той зем­лёй, позд­нее – пря­мо­уголь­ные до­ма из адо­ба. По­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние т. н. со­нор­ское ка­то­ли­че­ст­во – ис­прав­ле­ние треб без уча­стия кли­ра. Гл. цер­ков­ные празд­ни­ки – День св. Фран­ци­ска, Ус­пе­ние; тра­диц. об­ря­ды – Цел­ко­не (раз­да­ча по­дар­ков, тан­цы, азарт­ные иг­ры, пир­ше­ст­во), Оле­нья охо­та (Ма’амага), празд­ник уро­жая ку­ку­ру­зы. Про­во­ди­ли очи­стит. це­ре­мо­нии по по­во­ду убий­ст­ва ор­ла и в от­но­ше­нии вои­нов, вер­нув­ших­ся с вой­ны.

По­сле Мекс. ре­во­лю­ции 1821–24 воз­рос­ло чис­ло бе­лых по­се­лен­цев в стра­ну П., что при­ве­ло к воо­руж. кон­флик­ту 1840–43, за­вер­шив­ше­му­ся ка­пи­ту­ля­ци­ей П. В 1853 часть зе­мель П. ото­шла к США, где они в 1874 по­лу­чи­ли свою пер­вую ре­зер­ва­цию (Сан-Хавь­ер). В 1916 ос­но­ва­на круп­ней­шая ре­зер­ва­ция Па­па­го. Ре­зер­вац. зем­ли П. не под­верг­лись ал­ло­ди­за­ции (кро­ме ре­зер­ва­ции Сан-Хавь­ер). Кон­флик­ты 1898, 1908 и 1927 в Мек­си­ке при­ве­ли к мас­со­во­му пе­ре­се­ле­нию П. в США. Мекс. П. по­лу­чи­ли пра­ва на зем­ли с 1928. В 1937 в США об­ра­зо­ва­но при­знан­ное фе­де­раль­ным пра­ви­тель­ст­вом пле­мя П. Совр. П. за­ня­ты в с. х-ве и гор­но­до­бы­ваю­щей пром-сти. В ре­зер­ва­ции Па­па­го дей­ст­ву­ет ку­рорт (Уэст-Вал­ли), ка­зи­но, име­ют­ся мед­ные раз­ра­бот­ки. С 1960-х гг. при­ток ту­ри­стов и на­ру­ше­ние тра­диц. пи­та­ния вы­звали мас­со­вое за­бо­ле­ва­ние диа­бе­том (от по­ло­ви­ны до 2/3 взрос­ло­го на­се­ле­ния), ны­не дей­ст­ву­ет ме­ст­ная про­грам­ма, спо­соб­ст­вую­щая сни­же­нию за­бо­ле­вае­мо­сти.

Лит.: Underhill R. M. Social organization of the Papago Indians. N. Y., 1939; idem. Papago Indian religion. N. Y., 1946; Fontana B. L. The Papago tribe of Arizona. N. Y., 1974; idem. Of earth and little rain: The Papago Indians. Flagstaff, 1981; idem. History of the Papa­go // Handbook of North American Indians. Wash., 1983. Vol. 10; Bahr D. M. Pima and Papago social organization // Ibid.

Вернуться к началу