ПАПА́ГО
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАПА́ГО (от назв. сорта бобов), верхние пима [самоназвание – тохоно о’одхам (пустынные пима)], один из сонорских народов на Юго-Западе США (4 резервации на юге штата Аризона, две из них совместно с пима) и северо-западе Мексики (север штата Сонора). Численность в США 19,5 тыс. чел. (2010, перепись), в Мексике – до 1 тыс. чел. Говорят на языках оодхам (папаго-пима, верхнепиманском) тепиманской группы южных юто-астекских языков (ок. 10 тыс. чел.), диалекты хуху’ула, ’ангам, гигимай, хухувош, колоди (чукуд-кук), гы‘аджи, кохадк, тотогуань и хиа-чыд-‘о’одхам (песчаные П.); распространены также исп. и англ. языки. Св. 90% П. – католики, остальные – пресвитериане.
С начала контактов с испанцами (1687) среди П. стали действовать иезуитские миссии, после изгнания иезуитов из Новой Испании в 1767 – францисканские. П. (известные также как пима альтос, соба, собайпури, хиленьос, пиатос) участвовали в совместных с испанцами воен. действиях против апачи.
Традиц. культура типична для индейцев Юго-Запада США. По культуре и языку близки к пима. П., обитавшие в наиболее засушливых районах пустыни Сонора (песчаные П.), кочевали общинами из нескольких больших семей (100 чел.), занимались собирательством, охотой и сезонным мор. рыболовством (без лодок). Возводили укрытия от ветра с основанием из стоящих по кругу камней («круги для сна»).
Во внутр. районах с более частыми осадками П. занимались ирригац. земледелием (кукуруза, тыква, бобы) с сезонным проживанием в летних (в долинах, рядом с полями) и зимних (у водных источников) поселениях. Было известно гончарство, плетение корзин. У испанцев заимствовали пшеницу, капусту, горох, чечевицу и др. Распространилось скотоводство, часть П. стала работать по найму на горных разработках. Существовала система патрилинейных кланов (известно 5), объединённых в 2 неэкзогамные половины (Канюка и Койота). Кросскузенные браки запрещались; были распространены сорорат, левират, полигиния. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа в поколении родителей и генерац. типа в поколении эго. Деды и бабки по линии отца и матери обозначаются отд. терминами, которые являются взаимными с терминами для внуков. Сиблинги делятся по относит. возрасту и по полу; сиблинги родителей – по относит. возрасту. Распространена система спаренных терминов родства, снабжённых взаимными аффиксами. Земледельцы делились на 8 локальных групп, обычно каждая занимала одну деревню. Группу возглавляли старейшина (с появлением испанцев – «губернатор») и шаман. Деревни имели центр. площадь (пласа), предназначенную для обрядов. Традиц. жилище округлое в плане, со стенами из веток и плоской крышей, покрытой землёй, позднее – прямоугольные дома из адоба. Получило распространение т. н. сонорское католичество – исправление треб без участия клира. Гл. церковные праздники – День св. Франциска, Успение; традиц. обряды – Целконе (раздача подарков, танцы, азартные игры, пиршество), Оленья охота (Ма’амага), праздник урожая кукурузы. Проводили очистит. церемонии по поводу убийства орла и в отношении воинов, вернувшихся с войны.
После Мекс. революции 1821–24 возросло число белых поселенцев в страну П., что привело к вооруж. конфликту 1840–43, завершившемуся капитуляцией П. В 1853 часть земель П. отошла к США, где они в 1874 получили свою первую резервацию (Сан-Хавьер). В 1916 основана крупнейшая резервация Папаго. Резервац. земли П. не подверглись аллодизации (кроме резервации Сан-Хавьер). Конфликты 1898, 1908 и 1927 в Мексике привели к массовому переселению П. в США. Мекс. П. получили права на земли с 1928. В 1937 в США образовано признанное федеральным правительством племя П. Совр. П. заняты в с. х-ве и горнодобывающей пром-сти. В резервации Папаго действует курорт (Уэст-Валли), казино, имеются медные разработки. С 1960-х гг. приток туристов и нарушение традиц. питания вызвали массовое заболевание диабетом (от половины до 2/3 взрослого населения), ныне действует местная программа, способствующая снижению заболеваемости.