ПАМПАНГА́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАМПАНГА́НЫ (самоназвания – Kapampangan, Pampango, Pampangueño от пангпанг – речной берег), австронезийский народ на Филиппинах (2,1 млн. чел. – 2012, оценка). Живут на юго-западе о. Лусон, в осн. в провинциях Пампанга, Тарлак и Батан (регион Центр. Лусон), а также в США (4,9 тыс. чел. – 2012, оценка). Говорят на капампанганском яз. (пампанган, пампангеньо) центральнолусонской ветви филиппинских языков. Письменность на основе лат. графики, возрождается древняя слоговая письменность. Распространены илоканский, тагальский, англ. языки. В осн. католики и приверженцы Иглесии-ни-Кристо (Церкви Христа).
Предки П. были вытеснены на нынешние земли с территории совр. Манилы из Висайского региона говорящими по-тагальски переселенцами. Осн. традиц. занятия – речное (р. Пампанга) и озёрное (оз. Кандаба) рыболовство, пашенное земледелие (рис, сахарный тростник). После извержения вулкана Пинатубо (1991) с.-х. земли стали непригодны для земледелия, что поменяло экономику провинции. В доиспанские времена занимались мор. торговлей с Малаккой, Борнео, плавали на Молуккские о-ва. Через Пампангу проходили и сухопутные торговые пути; на Центр. Лусоне капампанган использовался как торговый язык. В колониальный период П. составляли б. ч. местной интеллигенции; в Пампанге (г. Анхелес) возник первый в стране католич. ун-т, основанный мирянами (частный ун-т Св. Ангела, основан в 1933), впервые введший совместное обучение юношей и девушек. Славятся изысканной кухней, церковной и гражд. архитектурой 16–19 вв., изготовлением церковной утвари, резьбой по дереву (г. Бетис) и кости, золочением (г. Сан-Фернандо). Ранняя проза (19 в.) восходит к сказкам и легендам (о Синукуане, короле горы Араят и др.). Для фольклорной и ранней авторской поэзии (Хуан Крисостомо Сото, Аурелио и Хасинто Толентино и др.) характерна силлабич. поэзия с моноримом. С 1926 устраиваются поэтич. состязания для двух (криссотон – назв. восходит к псевдониму Х. К. Сото) и трёх (толентинуан – от имени А. Толентино) импровизаторов, аналогичные тагальским балагтасанам. Мелодии пангасинанских пасьонов («Страсти») считаются восходящими к утраченному эпосу. На Страстной неделе устраивают процессии флагеллянтов, в некоторых городах верующие добровольно подвергаются распятию на кресте.
Среди П. сильны националистич. движения, выступающие за возрождение своей культуры. С 1998 проводится фестиваль Аринг-Синукуан («Король Синукуан»), организуемый движением Лингап Капампанган («Спасём Пампангу»). Созданы музей Мусеонг-Капампанган, Культурный центр Капампанган.