Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГО́НГА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 394

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. М. Кобищанов; Г. А. Балашова (фольклор)

ГО́НГА, груп­па омот­ских на­ро­дов на юго-за­па­де Эфио­пии. Де­лят­ся на сев., центр. и юж. Г. Сев. Г. – бо­ро (бво­ро, на яз. оро­мо – ши­на­ша), на­счи­ты­ва­ют 43 тыс. чел. (2006, оцен­ка), жи­вут в из­лу­чи­не Го­лу­бо­го Ни­ла (адм. обл. Бе­ни­шам­гул-Гу­мац). Центр. Г. – ан­фил­ло (юж. мао; 1,3 тыс. чел.), проживают в ле­сах Ан­фил­ло к се­ве­ро-за­па­ду от г. Дэм­би-До­ло (за­пад адм. обл. Оро­мия). Юж. Г. жи­вут в обл. Ка­фа в рай­оне г. Бон­га (се­ве­ро-за­пад адм. обл. На­ро­дов и на­род­но­стей Юга); вклю­ча­ют: ка­фа (ка­фи­чо, каф­фи­но, кеф­фа; в их со­ста­ве вы­де­ля­ет­ся ар­ха­ич. груп­па манд­жо) – 775 тыс. чел.; шек­ка­чо (яз. – мо­ча) – 70 тыс. чел.; бо­ша (га­ро) – на юго-за­па­де адм. обл. Оро­мия, чис­лен­ность не оп­ре­де­ле­на. Г. го­во­рят на язы­ках, вхо­дя­щих в гон­га-ги­мод­ж­скую ветвь омот­ских язы­ков (со­хра­ня­ют­ся в осн. у ка­фа и шек­ка­чо, у бо­ро – св. 60%, у ан­фил­ло – ме­нее 50%, в осн. у стар­ше­го по­ко­ле­ния – 1998, пе­ре­пись). На язы­ках юж. Г. ве­дёт­ся пре­по­да­ва­ние, из­да­ют­ся кни­ги (пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки и эфи­оп. пись­ма). Рас­про­стра­не­ны так­же язы­ки ам­хар­ский и оро­мо. Ан­фил­ло, бо­ша, боль­шин­ст­во бо­ро и ок. 10% ка­фа – му­суль­ма­не-сун­ни­ты, 50% шек­ка­чо, св. 30% ка­фа и 5% бо­ро – хри­стиа­не (при­вер­жен­цы Эфи­оп­ской церк­ви и ка­то­ли­ки), ос­таль­ные со­хра­ня­ют тра­диц. куль­ты.

Пер­во­на­чаль­но за­ни­ма­ли об­шир­ную тер­ри­то­рию ме­ж­ду Го­лу­бым Ни­лом на се­ве­ре и из­лу­чи­ной р. Омо на юге. В 14–16 вв. бы­ли от­тес­не­ны и час­тич­но ас­си­ми­ли­ро­ва­ны эфио­се­мит­ски­ми на­ро­да­ми, в 16–17 вв. – оро­мо. Име­ли ран­не­го­су­дарств. об­ра­зо­ва­ния, в кон. 14 в. воз­ник­ло гос-во Ка­фа, в 1897 при­сое­ди­нён­ное к Эфи­оп­ской им­пе­рии. В совр. Эфио­пии на­блю­да­ет­ся кон­со­ли­да­ция Г. и куль­тур­ное сбли­же­ние их с ам­ха­ра и оро­мо. Мн. ка­фа и шек­ка­чо жи­вут в го­ро­дах.

Осн. тра­диц. за­ня­тия – руч­ное (ре­же па­шен­ное) зем­ле­де­лие, ско­то­вод­ст­во; в 19 в. раз­во­ди­ли ци­ветт для по­лу­че­ния мус­ку­са. Манд­жо – бро­дя­чие охот­ни­ки и со­би­ра­те­ли. У ка­фа со­хра­ня­ют­ся низ­шие кас­ты ре­мес­лен­ни­ков и тор­гов­цев (на­га­до), ро­до-пле­мен­ная струк­ту­ра: де­ле­ние на 4 пле­ме­ни (яро) и пат­ри­ли­ней­ные кла­ны (тиб­бо). Чле­ны Со­ве­та Ка­фы при­над­ле­жа­ли к 10 знат­ным кла­нам, царь – к кла­ну Минд­жо. Тра­диц. ре­ли­гия ис­пы­та­ла силь­ное влия­ние эфи­оп. хри­сти­ан­ст­ва. Прак­ти­ку­ют­ся куль­ты ду­хов, вер­хов­но­го не­бес­но­го бо­га Йе­ро, бо­ги­ни пло­до­ро­дия (ото­жде­ст­в­ляе­мой с Бо­го­ро­ди­цей). У ка­фа су­ще­ст­во­ва­ли культ ца­ря, свя­щен­ный язык, женские гимны вызывания дождя. Фоль­к­лор – ми­фы, ми­фо­ло­гич. и вол­шеб­ные сказ­ки, сказ­ки о жи­вот­ных, бас­ни, эпич. и ис­то­рич. пре­да­ния и ле­ген­ды (в т. ч. хва­леб­ные), за­кли­на­ния, за­гад­ки, по­сло­ви­цы и по­го­вор­ки. Проф. ис­пол­ни­те­ли эпо­са об­ра­зо­вы­ва­ли осо­бые кас­ты. Су­ще­ст­во­ва­ли пра­ви­ла ис­пол­не­ния тру­до­вых пе­сен раз­ны­ми по­ло­воз­ра­ст­ны­ми груп­па­ми.

Лит.: Bieber F. Kaffa: Ein altkuschitisches Volks­tum in Inner-Afrika. W., 1920–1923. Bd 1–2; Сerulli E. Etiopia occidentale. Roma, 1930–1933. Vol. 1–2; Grottanelli V. L. I mao. Roma, 1940; Huntingford G. W. The Galla of Ethiopia. Kingdoms of Kafa and Janjero. L., 1955; Ан­то­ний (Бу­ла­то­вич А. К.). С вой­ска­ми Ме­не­ли­ка II. М., 1971.

Вернуться к началу