НЬЯКЬЮ́СА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЬЯКЬЮ́СА (сокиле, нгонде, нконде, конде; самоназвания – nyakyusa, ngonde), народ группы банту в Вост. Африке. Живут гл. обр. у сев. оконечности оз. Ньяса на юге Танзании (области Мбея и Иринга; 1,4 млн. чел. – 2013, оценка) и севере Малави (окр. Каронга; ок. 500 тыс. чел.). Различают сев. (собств. Н.) в Танзании и юж. (нгонде) Н., обитающих к югу от р. Сонгве (бассейн оз. Ньяса). Говорят на яз. ньякьюса-нконде (киньякьюса) группы ньякьюса (M30) банту языков; осн. диалекты: ньякьюса, нгонде, кукве, мвамба (лунгулу), селья (сериа) и суква. Письменность на основе лат. графики. Распространены также суахили и англ. яз. Преим. христиане (католики и протестанты: лютеране, моравские братья, пресвитериане, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и др.); распространены также афрохристианские культы и традиц. верования.
Этнич. общность Н. сформировалась в 18–19 вв. Н. к северу от р. Сонгве вели изолиров. образ жизни; нгонде были втянуты в торговлю с вост.-афр. побережьем (слоновая кость, железо в виде мотыг, ткани, керамика, соль). Контакты с англ. и нем. миссионерами с 1870-х гг. В 1890-е гг. включены в Германскую Восточную Африку и Британскую Центральную Африку.
Традиц. культура типична для народов Вост. Африки. Традиц. занятия – ручное земледелие (бананы, плантен, сорго, просо, бобы, ямс, на продажу – рис, кофе, чай), скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот). Со скотом имели дело только мужчины; пасли его мальчики от 10 лет, жившие в особых лагерях. Охота считалась престижным занятием. Было развито плетение циновок, гончарством и кузнечеством занимались представители др. народов (в осн. кинга). Существовали регулярные торговые связи с кинга. Мерой престижа считались скот, соль, железные мотыги. Распространено отходничество, мн. совр. Н. работают на рудниках Замбии и ЮАР. Поселения разбросанные, жилище прямоугольное. Традиц. одежда из кожи и луба.
Основу традиц. социальной организации составляла система локализованных возрастных классов (икипанга). Поселения населялись представителями одной возрастной группы (т. н. возрастные деревни), в которых поселялись сверстники после прохождения инициации. Брачное поселение вирилокальное; если девушка выходила замуж за члена возрастной группы отца, она оставалась в его поселении. Практиковались полигиния, сорорат, левират и наследование вдов отца сыном, обычай избегания (абакамвана) между отцом, с одной стороны, сыном и его женой – с другой. Кросскузенные браки были запрещены. Браки отличались непрочностью (женщина выходила замуж до 7 раз). Распространены брачный выкуп и отработки за невесту. Счёт родства билатеральный. Имущество умершего наследовал брат, обществ. статус (в т. ч. пост вождя) – старший сын от старшей жены (ункасикулу). Система терминов родства бифуркативная (в поколении родителей термины обращения генерац. типа). Сиблинги делятся по относит. полу и относит. возрасту, терминологически различаются единокровные и единоутробные сиблинги. Деды и внуки, брат матери и дети сестры связаны взаимной терминологией, сёстры жены терминологически приравниваются к жене, братья мужа – к мужу. Священные вожди (лвембе у сев. Н., кьунгу у нгомбе) возводили себя к кинга, проводили ежегодные церемонии вызывания дождя в Чикунгу. Сохранились мифы о предках вождей – культурных героях Н., пришедших «10 поколений назад», подчинивших местное население и принёсших культурные растения, скот, огонь и железо. Умерших вождей погребали в рощах, во время бедствий им приносили жертвы. Ранее практиковалось ритуальное умерщвление вождей по достижении ими старости. Распространены культы предков и духов природы, колдовство (убулоси).