НУ́ТКА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НУ́ТКА (по названию залива на о. Ванкувер, данному Дж. Куком, предположительно от слова «объезжая вокруг» на яз. нутка; в 1978 введено самоназвание – нучанулх, букв. – все вдоль гор), индейский народ группы юж. вакашей на юго-западе Канады (пров. Брит. Колумбия). Численность 8,8 тыс. чел. (2006, данные племенного Совета). Говорят в осн. по-английски, часть сохраняет языки нутка (510 чел.) и нитинат (8 чел.) юж. группы вакашских языков (2006, перепись). В осн. католики (гл. обр. на севере) и протестанты (гл. обр. пресвитериане).
Живут на зап. побережье о. Ванкувер. Делятся на группы: северные (чеклесет, или кайюкуот, эхаттисат, нучатлат и мачалат, или мувачат) – между п-овом Брукс и мысом Эстеван; центральные (хишкуиат, или хескуит; ахусат; тлаокиат, или клейокуот; уклуэлет, или ютлутат; токуат, или тукуаат) – между бухтой Нутка и зал. Баркли; южные, или нитинат (учуклесат, или хучуктисат, хупакасат, хуиат, чишаат, пачидат и нитинат-язычные дитидат), – в районе заливов Баркли и Алберни. Традиц. культура типична для индейцев Сев.-Зап. побережья Сев. Америки. Занимались рыболовством (лосось, сельдь и др.), охотой на мор. зверя и водоплавающую птицу, собирательством, во внутр. областях – охотой на оленя (в т. ч. загонной); добывали раковины каури, служившие меновым эквивалентом. Особое ритуальное и престижное значение имел китобойный промысел, в котором ведущую роль (право первым гарпунировать кита) играл вождь. Ремёсла – резьба по дереву, плетение (характерны плетёные накидки из кедровой коры, конич. шляпы), ткачество, изготовление долблёнок из красного кедра. Практиковалась раскраска лица. Локально-родственные группы во главе с наследственными вождями часто образовывали «племена» и их конфедерации. В 19 в. известно св. 20 «племён», позднее трансформировавшихся в совр. локальные группы. Счёт родства билинейный, наследование гл. обр. патрилинейное. Преобладал патрилокальный брак, были обычны левират и сорорат, у вождей – полигиния. Были распространены социальная дифференциация, деление на родовую знать, простых общинников и рабов, обычай потлача. Практиковались культы духов и мифологич. существ («Четыре Владыки» – верха, горизонта, земли и подморья; Птица Грома и др.), зимние церемонии, шаманизм.
Контакты с европейцами с 1770-х гг. До кон. 18 в. участвовали в пушной торговле. Гибко адаптировались к конъюнктуре, переходя от одних коммерч. промыслов к другим (рыболовство, добыча котиков и т. п.). С 1870-х гг. обращались в христианство, в 1880-х гг. на месте традиц. поселений образованы резервации. В 20 – нач. 21 вв. заняты в коммерч. рыболовстве, консервной пром-сти, на лесозаготовках. С 1950-х гг. переселяются в города. В 1958 создана орг-ция «Союзные племена Западного берега» (с 1979 племенной совет нучанулх). Сохраняется практика потлача.