МАКЕДО́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКЕДО́НЦЫ (самоназвание – македонци), южнославянский народ, осн. население Республики Северная Македония. Численность 1,3 млн. чел. (2002, перепись). Традиционно проживают также в др. странах. В Эгейской Македонии – на севере Греции (в осн. номы Флорина и Кастория на севере периферии Зап. Македония и номы Пела, Килкис и Салоники в сев. и центр. части периферии Центр. Македония), по оценкам, насчитывают от 5 до 50 тыс. чел. (по переписи 1951 – 41 тыс. чел.). В Пиринской Македонии – на юго-западе Болгарии (обл. Благоевград) насчитывают 814 чел., всего в Болгарии 1,7 тыс. чел. (2011, перепись). Преспиские и горанские М. живут на востоке Албании (гл. обр. к западу от оз. Преспа на севере обл. Корча и на востоке обл. Кукес), насчитывают 4,1 тыс. чел. (по данным Комиссии по меньшинствам, 2009; по оценкам – от 10 до 350 тыс. чел.). В Сербии проживают гл. обр. на севере страны (Воеводина и Белградский окр.), насчитывают 25,8 тыс. чел. (2002, перепись; по оценкам – 50 тыс. чел.). Макед. диаспора существует также в Австралии (84 тыс. чел. – 2006, перепись; по оценке МИД Македонии – 200 тыс. чел.), Италии (78,1 тыс. чел., по данным Нац. ин-та статистики, 2007), Германии (62,3 тыс. чел. – 2006, по данным Федерального ведомства Германии по статистике; по оценке МИД Македонии – до 85 тыс. чел.), Швейцарии (61,3 тыс. чел. – 2006, перепись), Румынии (по оценкам – до 50 тыс. чел.), Турции (31,5 тыс. чел. – 2001, перепись), США (51,7 тыс. чел. – 2006, перепись; по оценке МИД Македонии – 200 тыс. чел.), Канаде (37,1 тыс. чел. – 2006, перепись; по оценке МИД Македонии – 150 тыс. чел.), Аргентине, Новой Зеландии (15 тыс. чел., по оценке МИД Македонии) и др. Общая численность ок. 2 млн. чел. (2009, оценка). Говорят на македонском языке, в Греции также на греч. яз. Верующие – православные, часть – мусульмане (торбеши).
Этнич. самосознание и нац. движение М. первоначально было ориентировано на Болгарию (см. в ст. Северная Македония). В Эгейской Македонии происходили кровавые конфликты между проболгарскими М. и греч. андартами, которые закрывали церкви Болг. экзархата, слав. школы и т. п.; в кон. 19 в. – 1918 из Македонии в Болгарию бежали св. 100 тыс. чел. В Пиринской Македонии сформировалось макед. ополчение. В Эгейской и особенно в Вардарской Македонии действовали базировавшиеся в Пиринской Македонии вооруж. отряды Внутр. макед. революц. орг-ции (ВМРО), левое крыло которой (отколовшееся в 1925 и преобразовавшееся в ВМРО объединённую; в послевоенный период её члены участвовали в создании Нар. Республики Македония в Югославии, но вскоре подверглись преследованиям за свою проболгарскую ориентацию) ориентировалось на сотрудничество с Коминтерном, правое – с хорв. усташами и фашистской Италией. В 1922 в США возникла проболгарская Макед. политич. орг-ция (с 1952 Макед. патриотич. орг-ция). Формирование собств. макед. идентичности происходит с нач. 20 в. и особенно в период между мировыми войнами, когда Коминтерном была поддержана идея создания независимого макед. гос-ва (1934). В 1941–44 в зоне болг. оккупации Югославии и Греции, включённой в «Великую Болгарию», действовали быв. активисты ВМРО. В Греции из слав. населения были созданы воен. подразделения «Охрана», подчинённые СС. Другая часть М. вошла в образованный под эгидой компартии Греции и Греческого национально-освободительного фронта (ЭАМ) Слав. народно-освободит. фронт (СНОФ), боровшийся против «Охраны» и вербовавший её членов в свои ряды. К 1944 между СНОФ и «Охраной» сложилось сотрудничество в борьбе за независимость Македонии. После роспуска СНОФ (1944) многие его члены приняли участие в Движении Сопротивления в Вардарской Македонии. Для защиты слав. населения Сев. Греции в апр. 1945 был создан Народно-освободит. фронт (НОФ), вступавший в столкновения с правительств. войсками и впоследствии участвовавший в Гражданской войне в Греции 1946–49 на стороне Демократич. армии Греции (ДАГ). На территориях, контролировавшихся ДАГ, открывались макед. школы, театры и т. п. После разгрома ДАГ из Греции бежали тысячи М.; было эвакуировано и расселено по странам Вост. Европы ок. 30 тыс. детей. Часть М. была насильственно переселена в Юж. Грецию.
В Греции М. не признаются этнич. меньшинством; «М.» называется славяно- («славяне», «славо-македонцы») и грекоязычное население Эгейской Македонии (допии – букв. «местные»), многие имеют греч. самосознание (гркомани). В 1993 образовалось Макед. движение за балканское процветание (MAKIVE), в 1994 – партия «Радуга» («Виножито»). В Болгарии в 1947–58 М. признавались этнич. меньшинством, макед. яз. был офиц. языком обл. Благоевград, выходила макед. газ. «Пиринский вестник»; деятели ВМРО подвергались преследованиям. По переписи 1956, в стране проживало 187,8 тыс. М. (из них 178,9 тыс. – в обл. Благоевград, где они составляли 63,6% нас.; ныне они составляют там 0,9% нас.). В 1958 пленум ЦК Болг. КП постановил считать М. субэтнич. группой болгар. Линия на отрицание этничности пиринских М. поддерживается возникшей в 1989 партией ВМРО – Болг. нац. движение (ВМРО – БНД). С 1999 задачу защиты прав макед. меньшинства провозгласила партия Объединённая макед. орг-ция Илинден-Пирин (запрещена в 2000). В Благоевграде выходит макед. газ. «Народна воля». В Сербии, Албании и Румынии М. пользуются правами этнич. меньшинства, активно участвуют в политич. жизни, макед. яз. преподаётся в школах, на нём выходит пресса, ведётся радио- и телевещание. Во многих странах диаспоры М. образуют компактные поселения и кварталы, сохраняют православное вероисповедание и частично макед. яз. (так, в Австралии на макед. яз. в быту говорят св. 80% М.), существуют этнич. политич. и культурные организации. Действуют междунар. макед. организации; в 2004 возникла орг-ция Объединённая макед. диаспора.
Традиц. культура типична для народов Юго-Вост. Европы. Осн. занятия – земледелие (пшеница, рожь, ячмень, овёс, картофель, в долинах – кукуруза, овощи; в 20 в. распространяются посадки винограда, табака, фруктов) и отгонное скотоводство. Развиты резьба по дереву, ювелирное ремесло и др. Характерен традиц. плуг с массивным полозом и узким лемехом. Поселения скученные (известны поселения круговой планировки), в горах – разбросанные. Жилище 2- или 3-этажное: внизу находятся хозяйств. помещения, во 2-м этаже – кухня и отапливаемые комнаты, в верхнем – летние комнаты; верхние этажи выступают над нижними, имеют балконы. Перед входом часто – терраса (трем). Усадьба огорожена. Женский костюм – туникообразная рубаха (в районе Скопье и Куманово – с клиньями) с воротником-стойкой и вышивкой (преобладает красный цвет, в районе Скопье и Куманово – чёрный и синий); полудлинная распашная одежда из хлопка или сукна белого цвета, без рукавов (клашник) или с короткими рукавами (сая, гуня), иногда с ложными рукавами (Скопье, Куманово, Тетово, Галичник); поверх неё – жилет (елек), передник (скутини, дипла, фута), шерстяной тканый разноцветный пояс с большой серебряной пряжкой (пафтите), тёмный суконный кафтан (долама), большое количество монетных украшений, на голове – полотенчатый убор или круглая шапочка (фес) с платком, на ногах – разноцветные шерстяные чулки и постолы (опинки). Мужской костюм – рубаха (кошуля), штаны, кафтан из белого, позднее – чёрного сукна (долама, джемдан), шерстяной пояс длиной до 5 м, шириной до 30 см, на голове – овчинная шапка (шубара). Осн. пища – пшеничный, в горах – ржаной и кукурузный хлеб, овечье, козье или коровье молоко, мясо, овощи.
До нач. 20 в. бытовали нормы обычного права, большие семьи (задруга) во главе с домакином, родовые кварталы в поселениях, экзогамные патронимич. группы, кросскузенный брак, умыкание; брак с родственниками по отцовской линии был запрещён вплоть до 9-го колена. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа в поколении родителей (сохраняется др.-слав. терминологическое разделение между дядями по отцу и по матери) и линейного типа в поколении говорящего; сиблинги делятся по полу. Сохраняются отношения кумовства, обычай взаимопомощи (моба, тлака), девичьи посиделки (седенки); вера в духов-хранителей (стопан, таласм) в образах змеи, всадника и т. п., в злых духов (караконджо, сениште, нави), ведьм (вештици), драконов (лами) и др.; поклонение деревьям, камням, источникам, знахарство. На Рождество (Божик) кладут в очаг дубовое полено, Святки сопровождаются ряжением [джамалари в Скопье и Гевгелие, бабучери в Битоле, ешкари в Кастории и Эдесе (Воден), тркаляш в Струге и Охриде], колядованием, театрализов. представлениями (Гевгелия), мужским обрядом Русалии, сходным с болг. Кукерами; на День св. Трипуна (Трифона; 14 февраля) совершаются винодельч. обряды; на Лазареву субботу дома обходят группы девушек (лазарки); на Пасху красят яйца, качаются на качелях, поют «великденские» песни, танцуют круговой танец оро; на День св. Георгия (23 апреля) совершают скотоводч. обряды, летом торжественно празднуют Иванов (Ениев) день и Петров день; на Ильин день (Илинден) оканчивали жатву (с 1944 Илинден – гос. праздник День республики в память Илинденского восстания 1903).
Устное творчество. Жанровая основа общеславянского типа. Сказки (герои бытовых сказок – Хитрый Пётр, Ходжа Насреддин и др.), баллады, предания, юнацкий и гайдуцкий эпос (о Марко Кралевиче, Кузмане Капитане и др.), сопровождающийся игрой на гусле; выделяются благопожелательные и величальные лазарские песни, свадебные и др.; из лирич. песен – печалбарские (отходников-печалбаров). Песенный и танцевальный фольклор (осн. танец – круговой оро) особенно близок болгарскому, в т. ч. специфич. ритмикой быстрых песен и плясок. В них наряду с равнодольными ритмич. структурами («тактами») широко распространены неравнодольные с полуторным соотношением ритмич. долей; например: $^{\,7}_{16}$[$^{\,3}_{16}+^{\,2}_{16}+^{\,2}_{16}$ или $^{\,2}_{16}+^{\,2}_{16}+^{\,3}_{16}$]. Существуют также медленные песни в свободном метре. Ладовая основа – диатоника, в юж., юго-вост. и вост. областях Македонии встречается пентатоника. Наряду с одноголосием распространено 2-голосие (в песенной и инструментальной традициях). 2-голосное пение различается по манере: бурдонное (бурдон может быть выдержанным или ритмизованным) и гетерофонное, с характерным секундовым расслоением голосов (в районах Тетово и Гостивара). Встречается антифонное пение, где каждая из 2 групп участников поёт в бурдонной манере. Популярно инструментальное музицирование; игрой на инструментах сопровождается пение, исполнение оро. В гор. традиц. инструментальной музыке заметны вост. влияния, включая элементы макама. Осн. муз. инструменты: 3-струнный смычковый – чемене, или гусла (похож на болг. гадулку, серб. лирицу); щипковый – тамбура (вариант классического танбура; существует в 2 разновидностях – с 2 и 4 струнами); флейты – двоянка (парная), дудук, кавал (кафал); волынка – гайда, или мешница (с бурдонной трубкой); зурна (зурла); бубен – дайре, дэф; барабаны – тапан (большой двухсторонний), тарабука (в форме кубка). Типичный инструментальный ансамбль – зурна и тапан. В совр. гор. ансамбли входят инструменты как зап.-европ., так и вост. происхождения: скрипка, кларнет, лютня, уд, канун и дайре. Распространились гармоника, мандолина, гитара.