МАНДА́РА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНДА́РА (на яз. канури; на яз. хауса – мандарава, самоназвание – wandala), народ в Зап. Африке. Живут в горах Мандара и к северу от них (между городами Мангафе и Бама) на севере Камеруна (Крайнесеверная пров.) и северо-востоке Нигерии (юго-восток штата Борно). Численность вместе с родственными народами подоко (пареква), главда (гелебда), гудуф (гудупе), чинени (синени), тогхведе (дгведе), нгоше (нгвеше), сама (гевоко, гвоко) в Камеруне 110 тыс. чел., в Нигерии – 220 тыс. чел. (2009, оценка). Говорят на языках мандарской группы ветви биу-мандара чадских языков. Письменность на базе диалектов гамергу (малго) и мора (мура) на основе лат. графики. В Камеруне говорят также на франц. яз. и фула, в Нигерии – на хауса и англ. яз. М. в осн. мусульмане-сунниты, остальные группы – б. ч. приверженцы традиц. верований, от 10 до 30% подоко, нгоше сама, тогхведе и главда – христиане (католики и протестанты: евангелисты и пресвитериане).
С 15 в. известно раннегосударств. образование М. (с 1715 султанат), с 17 в. попавшее под влияние Борну. Делились на три сословия (аристократия, служащие галипаха и простолюдины талагаха) и две касты (мясников и кузнецов); существовали также рабы. Политич. структура близка к системе Борну. В 18–19 вв. распространился ислам. Воевали с Борну и фульбе, в кон. 19 в. были разбиты суданским махди Мухаммедом Ахмедом. В 1902 вошли в колониальные владения Германии, переданные в 1922 Франции как мандатная территория Лиги Наций.
Традиц. культура типична для народов Суданской подобласти Зап. Африки. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (просо, сорго, бобовые, рис, ямс, арахис), применяется террасирование горных склонов. Разводят крупный и мелкий рогатый скот. Развиты выплавка и обработка железа, бронзы, серебра, гончарство, ткачество. Поселения кучевые, жилище из камня или сырцового кирпича с высокой конич. крышей, круглое из уложенной ярусами соломы (см. илл. к ст. Африка). Повседневная одежда – набедренная повязка у мужчин и кусок ткани, обёрнутый вокруг бёдер, у женщин; праздничная – туникообразная рубаха у мужчин и широкое пёстрое платье у женщин; практиковалась скарификация. Основу традиц. социальной организации составляют деревенские и большесемейные общины, патрилинейная родовая организация. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа с обилием описательных конструкций. Сиблинги делятся по относит. возрасту. Брак патрилокальный, распространена полигиния. Орто- и кросскузенные браки запрещены. Фольклор – этногенетические предания, сказки, пословицы и др. Сохраняются мужские пубертатные обряды (ньяйхай).