Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЫЗЫ́ЛЬЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 509

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. И. Шерстова

КЫЗЫ́ЛЬЦЫ (ус­тар. ки­зи­лы, кы­зы­лы, ки­зиль­ские лю­ди, ки­зыль­ские та­та­ры, ачин­ские та­та­ры; са­мо­на­зва­ния: ки­зи – че­ло­век, та­дар – та­та­ры), эт­но­гра­фич. груп­па ха­ка­сов. Жи­вут в Ши­рин­ском и Орд­жо­ни­кид­зев­ском р-нах на се­ве­ре Ха­ка­сии, Ужур­ском и Ша­ры­пов­ском р-нах на юго-за­па­де Крас­но­яр­ско­го края, а так­же в г. Аба­кан. Го­во­рят на кы­зыль­ском диа­лек­те ха­кас­ско­го язы­ка, рас­про­стра­нён так­же лит. ха­кас­ский яз. Чис­лен­ность ок. 4 тыс. чел. (2008, оцен­ка).

Сло­жи­лись вслед­ст­вие тюр­ки­за­ции кыр­гы­за­ми ени­сей­ски­ми ав­то­хтон­но­го са­мо­дий­ско­го и ке­тоя­зыч­но­го на­се­ле­ния с вклю­че­ни­ем бо­лее позд­них групп кип­чак­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния (ар­гын, кал­мак, тле­нес, ту­мат). Пред­ки К. жи­ли в бас­сей­не Чёр­но­го Ию­са (до р. Бе­лый Июс) и на ле­во­бе­ре­жье верх­не­го те­че­ния Чу­лы­ма. Пер­вое упо­ми­на­ние о К. в рус. до­ку­мен­тах от­но­сит­ся к 1614. До 1703 на­се­ле­ние Кы­зыль­ской, Кий­ской (Кур­чи­ко­вой), Ачин­ской, Ба­са­гар­ской, Ким­ской (Игын­ской), Кам­лар­ской, Шуй­ской и Ар­гын­ской во­лос­тей име­ло ста­тус двое­дан­цев, т. к. пла­ти­ло ясак (ал­ман) как рус­ским, так и ени­сей­ским кыр­гы­зам. В те­че­ние 17 в. часть кам­ла­ров, шуй­цев и ачин­цев пе­ре­се­ли­лась в Куз­нец­кий и Том­ский уез­ды и во­шла в со­став рус­ских, шор­цев и те­ле­утов. В 1823–24 в рам­ках Ачин­ско­го у. Ени­сей­ской губ. бы­ла об­ра­зо­ва­на Кизыль­ская Степ­ная ду­ма (с 1913 Кы­зыль­ская вол. Ачин­ско­го у.) с цен­тром в улу­се Пе­чи­щен­ский на р. Пе­чи­ще, к ко­то­рой при­чис­ли­лось на­се­ле­ние ясач­ных во­лос­тей 17–18 вв. Их по­том­ки в ка­че­ст­ве ро­дов во­шли в со­став К. В нач. 20 в. со­стоя­ли из 10 осн. ро­дов (Кы­зыл, Боль­шой и Ма­лый Ачин, Ба­са­гар, Кам­лар, Шуй, Ар­гын, Кур­чик, Кал­мак, Игы) и не­боль­ших ро­до­вых групп (Ту­мат, Тле­нес, Хыр­гыс, Бу­га, Тюн­зе). По пе­ре­пи­си 1897, на­счи­ты­ва­лось ок. 8 тыс. чел.

До кон. 18 в. пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние име­ли се­зон­ные охо­та и ры­бо­лов­ст­во. Зи­мой жи­ли в пи­ра­ми­даль­ных ша­ла­шах из тон­ких брё­вен, кры­тых дёр­ном и обо­гре­вав­ших­ся чу­ва­лом (ке­ме­ге), ле­том – в жи­ли­щах ти­па чу­ма. В жен­ский кос­тюм вхо­ди­ли обувь и шта­ны из на­лимь­ей ко­жи, а так­же по­ло­тен­ча­тые по­кры­ва­ла (тас­тар), бе­лые вя­за­ные кол­па­ки, шап­ки с бар­хат­ной туль­ёй. С кон. 18 в. К. в осн. пе­ре­хо­дят к зем­ле­де­лию, жи­вут в из­бах рус. ти­па. С нач. 20 в. уси­ли­лась их ас­си­ми­ля­ция рус­ски­ми и ха­ка­са­ми-ка­чин­ца­ми, од­на­ко сох­ра­ня­ют са­мо­соз­на­ние, диа­лект и ком­пакт­ное про­жи­ва­ние.

Вернуться к началу