Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУЛЬТУ́РНЫХ КРУГО́В ТЕО́РИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 323

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Белик

КУЛЬТУ́РНЫХ КРУГО́В ТЕО́РИЯ, кон­цеп­ция в нем. эт­но­ло­гии, изу­чаю­щая гео­гра­фи­че­ски ог­ра­ни­чен­ные ком­плек­сы куль­тур­ных при­зна­ков – куль­тур­ные кру­ги (Kulturkreis). Раз­ви­ва­лась в рам­ках диф­фу­зио­низ­ма. Пер­вые по­пыт­ки раз­ра­бот­ки К. к. т. сде­ла­ны Ф. Рат­це­лем, введ­шим по­ня­тие «куль­тур­ной про­вин­ции» как тер­ри­то­рии, на ко­то­рой су­ще­ст­ву­ет спе­ци­фич­ная для неё со­во­куп­ность «эт­но­гра­фи­че­ских пред­ме­тов». Тем са­мым был сде­лан ре­ши­тель­ный шаг в на­прав­ле­нии бо­лее кон­крет­но­го изу­че­ния куль­тур в их взаи­мо­дей­ст­вии друг с дру­гом и с при­род­ным ок­ру­же­ни­ем. Кро­ме то­го, по­сле­до­ва­те­ли К. к. т. от­ка­за­лись от пред­ла­гае­мой эво­лю­цио­низ­мом ли­ней­ной схе­мы ис­то­рич. про­цес­са.

Л. Фро­бе­ни­ус ввёл в на­уч. обо­рот по­ня­тие «куль­тур­ный круг», ис­поль­зуя его для сис­те­ма­ти­за­ции афр. куль­тур. Спе­ци­фи­ку куль­ту­ры оп­ре­де­лял на­бор свой­ст­вен­ных ей эле­мен­тов (в пер­вую оче­редь ма­те­ри­аль­ных), аре­ал ко­то­рых об­ра­зо­вы­вал «куль­тур­ный круг». На­но­ся аре­ал на кар­ту, Фро­бе­ни­ус по­ло­жил на­ча­ло ме­то­ди­ке эт­но­гра­фич. кар­то­гра­фи­ро­ва­ния. Впо­след­ст­вии он стал до­бав­лять в куль­тур­ные кру­ги так­же эле­мен­ты ду­хов­ной куль­ту­ры (напр., осо­бен­но­сти ре­лиг. ве­ро­ва­ний). Раз­ви­тие, из­ме­не­ния в куль­ту­рах он свя­зы­вал с про­ник­но­ве­ни­ем но­вых эле­мен­тов в куль­ту­ры в ре­зуль­та­те кон­так­тов.

Ме­нее про­дук­тив­ным сле­ду­ет при­знать раз­ви­тие К. к. т. Ф. Греб­не­ром, стро­ив­шим свои куль­тур­ные кру­ги весь­ма про­из­воль­но и пы­тав­шим­ся най­ти не­кие уни­вер­саль­ные куль­тур­ные кру­ги, ко­то­ры­ми бы­ло бы воз­мож­но опи­сать все куль­ту­ры тра­диц. об­ще­ст­ва. Тем са­мым куль­тур­ные кру­ги из спо­со­ба кон­крет­но­го ис­сле­до­ва­ния пре­вра­ти­лись в аб­ст­ракт­ные схе­мы. В. Шмидт пы­тал­ся при­дать греб­не­ри­ан­ским схе­мам ста­ди­аль­ный ха­рак­тер, вы­де­лив пер­во­быт­ные, пер­вич­ные, вто­рич­ные и тре­тич­ные куль­тур­ные кру­ги. Тео­рии Греб­не­ра и Шмид­та ока­за­ли влия­ние на ар­хео­ло­гию. Так, в кни­ге О. Мен­ги­на «Все­мир­ная ис­то­рия ка­мен­но­го ве­ка» (1931) бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка све­сти древ­нюю ми­ро­вую ис­то­рию к трём са­мо­сто­ят. куль­тур­ным по­то­кам: «куль­ту­ра от­ще­па», «куль­ту­ра руч­но­го ру­би­ла» и «ко­ст­ная куль­ту­ра», ко­то­рые, вза­им­но пе­ре­пле­та­ясь на про­тя­же­нии ис­то­рии, при­во­дят к соз­да­нию со­вре­мен­ных «го­род­ской куль­ту­ры гос­под», «кре­сть­ян­ской сель­ской куль­ту­ры» и «пас­ту­ше­ской вои­тель­ской степ­ной куль­ту­ры».

Лит.: Алек­сан­д­рен­ков Э. Г. Диф­фу­зио­низм в за­ру­беж­ной за­пад­ной эт­но­гра­фии // Кон­цеп­ции за­ру­беж­ной эт­но­ло­гии: кри­ти­че­ские этю­ды. М., 1976; То­ка­рев С. А. Ис­то­рия за­ру­беж­ной эт­но­гра­фии. М., 1978; Мар­ков Г. Е. Взлет и кру­ше­ние тео­рии: не­мец­кая эт­но­логия на ру­бе­же ве­ков. Л. Фро­бе­ни­ус // Эт­но­гра­фи­че­ское обо­зре­ние. 1998. № 4; он же. Взлет и кру­ше­ние тео­рии: не­мец­кая эт­но­логия на ру­бе­же ве­ков. Куль­тур­ные кру­ги. Куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская шко­ла: Ф. Греб­нер, В. Шмидт // Там же. 1999. № 3; он же. Не­мец­кая эт­но­ло­гия. М., 2004.

Вернуться к началу