Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОМО́РЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 681

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Сиим; Г. В. Дзибель (социальная структура)
Коморцы. Городская улица.

КОМО́РЦЫ, 1) на­се­ле­ние Ко­мор. 2) На­род, осн. на­се­ле­ние Ко­мор­ских о-вов (са­мо­на­зва­ния – ан­та­ло­те, ан­та­ло­ат­ра). Раз­де­ля­ют­ся на груп­пы: ван­га­зид­жа (ва­ко­мо­ри) – о. Нга­зид­жа (Гранд-Ко­мор); ванд­зуа­ни – о. Ндзуа­ни (Ан­жу­ан); вам­ва­ли – о. Мва­ли (Мо­хе­ли); ва­мао­ре – о. Май­от­та (Мао­ре). Чис­лен­ность св. 620 тыс. чел. (по др. дан­ным, св. 720 тыс. чел.) на Ко­мо­рах и 66 тыс. чел. на о. Май­от­та (за­мор­ская тер­ри­то­рия Фран­ции); до 100 тыс. чел. жи­вут так­же во Фран­ции, до 25 тыс. чел.  на Ма­да­га­ска­ре и др. (2008, оцен­ка). Го­во­рят на ко­мор­ском яз. (ши­ко­мо­ро, ши­ма­си­ва) – ва­ри­ан­те яз. суа­хи­ли, с силь­ным влия­ни­ем араб. яз. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. и араб. гра­фи­ки. Рас­про­стра­не­ны так­же араб., франц. язы­ки и суа­хи­ли, на о. Май­от­та – наречие ма­ла­га­сий­ско­го яз. бу­ши (ки­бу­ши) ма­лай­ско-по­ли­не­зий­ской груп­пы. Боль­шин­ст­во К.  му­суль­ма­не-сун­ни­ты ша­фи­ит­ско­го маз­ха­ба, рас­про­стра­не­ны су­фий­ские та­ри­ка­ты; ок. 2% – ка­то­ли­ки.

Бан­туя­зыч­ное на­се­ле­ние за­се­ли­ло Ко­мор­ские о-ва с 5 в. По­зд­нее здесь по­яви­лись ара­бы. По­том­ки от бра­ков араб. по­се­лен­цев с до­черь­ми ме­ст­ных во­ж­дей за­ни­ма­ют выс­шую сту­пень ие­рар­хии К. Боль­шин­ст­во К.  ав­то­хтон­ное на­се­ле­ние (каф­ры), до 2% со­став­ля­ют по­том­ки вы­ве­зен­ных с кон­ти­нен­та в 19 в. афр. ра­бов (ма­куа), ок. 2 тыс. чел.  ма­ла­га­сий­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния (ан­та­ло­ат­ра, са­ка­ла­ва и ои­ма­ца­ха). На о. Май­от­та про­жи­ва­ют франц. кре­о­лы – по­том­ки от сме­ше­ния фран­цузов с пред­ста­ви­те­ля­ми ме­ст­но­го на­селе­ния. Боль­шин­ст­во К. за­ни­ма­ют­ся зем­ле­де­ли­ем (рис, ма­ни­ок, ого­род­ные куль­ту­ры; рас­про­стра­не­ны план­та­ции ва­ни­ли, гвоз­ди­ки, иланг-илан­га). В при­бреж­ных де­рев­нях и го­ро­дах раз­ви­то ры­бо­лов­ст­во. Рас­про­стра­не­ны пле­те­ние, резь­ба по де­ре­ву (две­ри, ме­бель, по­су­да), вы­шив­ка, юве­лир­ное де­ло (фи­ли­грань). В гор. ар­хи­тек­ту­ре со­че­та­ют­ся вост.-афр., ближ­не­во­сточ­ный и франц. ко­ло­ни­аль­ный сти­ли. Жен­щи­ны обёр­ты­ва­ют те­ло кус­ком тка­ни (ши­ро­ма­ни), сход­ным с суа­хи­лий­ской кан­гой; по­кры­ва­ют ли­цо бе­ло-ко­рич­не­вой сме­сью по­рош­ка сан­да­ло­во­го де­ре­ва и ко­рал­лов. Рас­про­ст­ра­не­ны мат­ри­ли­нид­жи (хи­нья), на о. Нга­зид­жа – так­же муж­ские воз­ра­ст­ные клас­сы (хи­ри­му или бейя) «де­тей» и «от­цов». На о. Ндзу­а­ни встре­ча­ют­ся пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (ма­за­ри­фу), воз­во­дя­щие се­бя к Му­хам­ме­ду. Брач­ное по­се­ле­ние мат­ри­ло­каль­ное, пра­во на вла­де­ние до­мом и зем­лёй при­над­ле­жит же­не. Со­хра­ня­ют­ся во­ен­но-ис­то­рич. пес­ни, ле­ген­ды, сказ­ки, по­сло­ви­цы. По­пу­ляр­ны ин­ст­ру­мен­таль­ные ан­самб­ли, пред­став­ле­ния нар. те­ат­ра. Рас­про­стра­нён культ ме­ст­ных му­сульм. свя­тых.

Лит.: Ottenheimer M. Marriage in Domoni: Husbands and Wives in an Indian Ocean Com­munity. Prospect Heights, 1985; Blanchy S. La vie quotidienne à Mayotte (Archipel des Comores). P., 1990; idem. Familie et parenté dans lʼarchipel des Comores // Journal de Af­ri­canistes 62 (1992).

Вернуться к началу