Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИДО́МА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 704

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов
Идома. Янусовидная маска-наголовник. Раскрашенное дерево.

ИДО́МА (са­мо­на­зва­ние – idoma), на­род на юго-вос­то­ке Ни­ге­рии (штат Бе­нуэ). Де­лят­ся на центр. И. (отур­кпо, ак­по­то и др. – в рай­оне г. Отур­кпо, 305 тыс. чел., 2007, оцен­ка), зап. И. (ок­во­га, отук­па, ича­ма и др. – в рай­оне г. Отук­па, 331 тыс. чел.), сев. И. (ага­ту, оче­к­ву, адо­ка и др. – на се­ве­ре шта­та Бе­нуэ, 113 тыс. чел.) и юж. И. (игу­ма­ле, ага­ла и др. – в рай­оне го­ро­дов Игу­ма­ле и Ича­ма на юге Бе­нуэ, 93 тыс. чел.). Язык – идо­ма. И. в осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты, св. 40% – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и др.), есть при­вер­жен­цы тра­диц. куль­тов.

Боль­шин­ст­во И. свя­зы­ва­ют своё про­ис­хо­ж­де­ние с на­ро­дом джу­кун на юго-вос­то­ке Ни­ге­рии, часть – с ига­ла. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для Гви­ней­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (ямс, про­со, сор­го, ку­ку­ру­за), воз­де­лы­ва­ни­ем мас­лич­ной паль­мы (паль­мо­вое мас­ло – важ­ный пред­мет экс­пор­та). Не­ко­то­рые груп­пы спе­циа­ли­зи­ру­ют­ся на ры­бо­лов­ст­ве, со­хра­ня­ет­ся охо­та. Раз­ви­ты куз­не­че­ст­во, тка­че­ст­во и ок­ра­ска тка­ней, гон­чар­ст­во. Часть И. ра­бо­та­ют на уголь­ных шах­тах и за­во­дах в круп­ных го­ро­дах (Эну­гу и др.). По­се­ле­ния раз­бро­сан­ные, у юж. И. – ком­пакт­ные. Жи­ли­ще гли­но­бит­ное, круг­лое, вы­тес­ня­ет­ся пря­мо­уголь­ным. Со­хра­ня­ют­ся де­ре­вен­ские об­щи­ны, управ­ляе­мые ста­рей­ши­на­ми, боль­шие се­мьи (оле), пат­ри­ли­ней­ная ро­до­вая ор­га­ни­за­ция (аже, ипаа­же), со­стоя­щая из ли­нид­жей (ипо­опу) и под­ли­нид­жей (ипо­ома), во гла­ве с по­жиз­нен­но из­би­ра­е­мым вож­дём и со­ве­том ста­рей­шин (аи­ига­бо), воз­рас­тные груп­пы (эго, айэго), тай­ные сою­зы (айова) и по­лу­тай­ные тан­це­валь­ные об­ще­ст­ва (айиже), охот­ни­чьи ри­туа­лы и др. Тра­диц. куль­ты – сил при­ро­ды; культ пред­ков (але­к­ву), с ко­то­рым свя­за­ны си­дя­щие жен­ские фи­гур­ки (эк­во­та­ме), ино­гда ок­ра­шен­ные в чёр­ный цвет (ис­поль­зу­ют­ся в по­гре­баль­ном ри­туа­ле); выс­ше­го су­ще­ст­ва Ово (букв. – дождь), его во­пло­ще­ние – хлоп­ко­вое де­ре­во в Отур­кпо; лес­ных ду­хов пло­до­ро­дия анд­же­ну (их изо­бра­же­ния – жен­ские си­дя­щие фи­гур­ки, ино­гда с ре­бён­ком, ли­цо час­то ок­ра­ше­но в бе­лый цвет, раз в год их про­но­сят с про­цес­си­ей по де­рев­не). Яну­со­вид­ные мас­ки и мас­ки с не­сколь­ки­ми ли­чи­на­ми ис­поль­зу­ют­ся в по­гре­баль­ном ри­туа­ле. Рас­про­стра­не­ны ри­ту­аль­ные фи­гур­ки икен­га, мас­ки-на­го­лов­ни­ки (рис.), близ­кие по сти­лю к мас­кам об­ще­ст­ва Ммво (см. в ст. Иг­бо). Резь­ба по де­ре­ву при­над­ле­жит к вост. сти­ли­стич. груп­пе Гви­ней­ско­го по­бе­ре­жья.

Лит.: Peoples of the Niger-Benue confluence. 2nd ed. L., 1970; Erim E. O. Ido­ma na­tio­na­li­ty 1600–1900. 2nd ed. Enugu, 2002.

Вернуться к началу