ИДО́МА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИДО́МА (самоназвание – idoma), народ на юго-востоке Нигерии (штат Бенуэ). Делятся на центр. И. (отуркпо, акпото и др. – в районе г. Отуркпо, 305 тыс. чел., 2007, оценка), зап. И. (оквога, отукпа, ичама и др. – в районе г. Отукпа, 331 тыс. чел.), сев. И. (агату, очекву, адока и др. – на севере штата Бенуэ, 113 тыс. чел.) и юж. И. (игумале, агала и др. – в районе городов Игумале и Ичама на юге Бенуэ, 93 тыс. чел.). Язык – идома. И. в осн. мусульмане-сунниты, св. 40% – христиане (католики и др.), есть приверженцы традиц. культов.
Большинство И. связывают своё происхождение с народом джукун на юго-востоке Нигерии, часть – с игала. Традиц. культура типична для Гвинейской подобласти Зап. Африки. Занимаются подсечно-огневым земледелием (ямс, просо, сорго, кукуруза), возделыванием масличной пальмы (пальмовое масло – важный предмет экспорта). Некоторые группы специализируются на рыболовстве, сохраняется охота. Развиты кузнечество, ткачество и окраска тканей, гончарство. Часть И. работают на угольных шахтах и заводах в крупных городах (Энугу и др.). Поселения разбросанные, у юж. И. – компактные. Жилище глинобитное, круглое, вытесняется прямоугольным. Сохраняются деревенские общины, управляемые старейшинами, большие семьи (оле), патрилинейная родовая организация (аже, ипааже), состоящая из линиджей (ипоопу) и подлиниджей (ипоома), во главе с пожизненно избираемым вождём и советом старейшин (аиигабо), возрастные группы (эго, айэго), тайные союзы (айова) и полутайные танцевальные общества (айиже), охотничьи ритуалы и др. Традиц. культы – сил природы; культ предков (алекву), с которым связаны сидящие женские фигурки (эквотаме), иногда окрашенные в чёрный цвет (используются в погребальном ритуале); высшего существа Ово (букв. – дождь), его воплощение – хлопковое дерево в Отуркпо; лесных духов плодородия анджену (их изображения – женские сидящие фигурки, иногда с ребёнком, лицо часто окрашено в белый цвет, раз в год их проносят с процессией по деревне). Янусовидные маски и маски с несколькими личинами используются в погребальном ритуале. Распространены ритуальные фигурки икенга, маски-наголовники (рис.), близкие по стилю к маскам общества Ммво (см. в ст. Игбо). Резьба по дереву принадлежит к вост. стилистич. группе Гвинейского побережья.