Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУН

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 407

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Решетов

ДУН (кит.; са­мо­на­зва­ния – Kam, Gaeml, ус­тар. кит. – дун­ляо, дунц­зя­мяо), тай­ский на­род на юге Ки­тая. Жи­вут на юго-вос­то­ке пров. Гуй­чжоу (у. Юй­пин), за­па­де пров. Ху­нань (ав­то­ном­ный у. Тун­дао) и се­ве­ре пров. Гу­ан­си (ав­то­ном­ный у. Сань­цзян). Чис­лен­ность 3 млн. чел. (2000, пе­ре­пись). Де­лят­ся на се­вер­ных Д. и юж­ных Д. Язык – дун кам-суй­ской вет­ви тай-ка­дай­ских язы­ков, вы­де­ля­ют­ся сев. и юж. диа­лек­ты. В 1958 на ос­но­ве юж. диа­лек­та соз­да­на лат. пись­мен­ность. Рас­про­стра­нён так­же кит. яз. Боль­шин­ст­во (ок. 80%) со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, ос­таль­ные – буд­ди­сты (ма­хая­на).

Мост в Чэньгуане.
Девушки дун.

Про­ис­хо­ж­де­ние Д. свя­зы­ва­ют с юйюэ, вхо­див­ши­ми в общ­ность юэ. Тра­диц. язык и куль­ту­ра луч­ше со­хра­ня­ют­ся у юж­ных Д. Осн. за­ня­тие – па­шен­ное за­лив­ное ри­со­вод­ст­во. Раз­ви­ты ры­бо­вод­ст­во, ле­со­во­дство, до­маш­нее тка­че­ст­во из хлоп­ка, вы­шив­ка (зоо­морф­ный и рас­тит. ор­на­мен­ты), об­ра­бот­ка се­реб­ра, резь­ба по де­ре­ву. По­се­ле­ния на­счи­ты­ва­ют обыч­но до 30 до­мов. Жи­ли­ще – 2- и мно­го­этаж­ное, кар­кас­ное де­ре­вян­ное, с че­ре­пич­ной кры­шей. В ниж­нем эта­же – хлев и кла­до­вые, в верх­нем – жи­лые по­ме­ще­ния: в цен­тре – гл. ком­на­та с ал­та­рём пред­ков, при­ле­гаю­щие по­ме­ще­ния слу­жат кух­ня­ми и спаль­ня­ми. Оде­ж­да – шта­ны у муж­чин, шта­ны или юб­ка у жен­щин, ко­рот­кая курт­ка без во­рот­ни­ка, у жен­щин – вы­ши­тая спе­ре­ди. На го­ло­ве и муж­чи­ны, и жен­щи­ны но­сят тюр­бан. У мо­ло­дых в оде­ж­де пре­об­ла­да­ют си­ний и бе­лый цве­та, у ста­рых – чёр­ный цвет. Осн. пи­ща – клей­кий рис с пря­но­стя­ми и ма­ри­но­ван­ны­ми ово­ща­ми, ры­ба. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­ная. Сиб­лин­ги также де­лят­ся по от­но­си­тель­но­му воз­ра­сту без раз­гра­ни­че­ния по по­лу. Со­хра­ня­ют­ся па­тро­ни­мич. по­се­ле­ния. Брак пат­ри­ло­каль­ный, до ро­ж­де­ния пер­во­го ре­бён­ка же­на жи­вёт в до­ме ро­ди­те­лей; один раз в го­ду на празд­ник Сес­тёр жен­щи­ны по­се­ща­ют род­ной дом. При ро­ж­де­нии ре­бён­ка са­жа­ют ели («18-лет­ние де­ре­вья»), из ко­то­рых по­том стро­ит­ся но­вый дом при всту­п­ле­нии его в брак (или до­ход от их про­да­жи ухо­дит на сва­деб­ные рас­хо­ды). Тра­диц. ре­ли­гия – куль­ты ду­хов и пред­ков, в ка­ж­дом по­се­ле­нии бы­ла ри­ту­аль­ная баш­ня (до 13 яру­сов) с брон­зо­вым «ба­ра­ба­ном», ук­ра­шен­ная рез­ны­ми изо­бра­же­ния­ми цве­тов и жи­вот­ных, пе­ред ней – пло­щадь для со­б­ра­ний. Кро­ме об­ще­ки­тай­ских празд­ни­ков (Но­вый год, празд­ник Се­ре­ди­ны осе­ни, празд­ник Дра­ко­но­вых ло­док), важ­ней­ший празд­ник – на­ступ­ле­ние ме­ся­ца уро­жая (со­про­во­ж­да­ет­ся жерт­во­при­но­ше­ния­ми пред­кам, бо­ем бы­ков). Фольк­лор – ми­фы, ис­то­рич. пре­да­ния и по­эмы, бас­ни, за­гад­ки, лю­бов­ные пес­ни; су­ще­ст­ву­ет тра­диц. те­атр. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – пи­па, духовой лу­шэн и др. Раз­ви­та де­рев. ар­хи­тек­ту­ра (кры­тые мос­ты – т. н. мос­ты от вет­ра и до­ж­дя; наи­бо­лее зна­ме­нит мост в Чэнь­гу­ане, Сань­цзян).

Лит.: Ре­ше­тов А. М. Дун // На­ро­ды Вос­точ­ной Азии. М.; Л., 1965; The Kam people of China. L.; N. Y., 2003.

Вернуться к началу