Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУА́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 376

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов
Маска. Раскрашенное дерево. Частная коллекция.

ДУА́ЛА (ду­эла, ди­ва­ла; са­мо­на­зва­ние – du­a­la), на­род груп­пы бан­ту на за­па­де Ка­ме­ру­на. Жи­вут в ок­ре­ст­но­стях г. Дуа­ла (юг Юго-Зап. пров. и юго-за­пад При­бреж­ной пров.). Чис­лен­ность 157 тыс. чел. Вме­сте с род­ст­вен­ны­ми на­ро­да­ми – мбо­ко (бам­бо­ко, бом­бо­ко), кпе (бак­пе, мок­пе, ба­к­ве­ри, ба­к­ви­ри), бо­бе (бу­биа), ису (ису­бу, бим­биа), му­лим­ба (ма­лим­бо, лим­ба), ба­ко­ле (ба­му­со) и др. об­ра­зу­ют груп­пу при­бреж­ных бан­ту Ка­ме­ру­на (са­ва); об­щая чис­лен­ность – 236 тыс. чел. (2007, оцен­ка). Их язы­ки об­ра­зу­ют под­груп­пу А 20 зо­ны А бан­ту язы­ков. Язык Д. – са­мый рас­про­стра­нён­ный на за­па­де Ка­ме­ру­на и в пор­то­вых го­ро­дах стра­ны, диа­лек­ты – пон­го, ву­ли (оли, ули, ури, ву­ри), бо­ди­ман и мун­го (мун­гу). Поль­зу­ют­ся так­же англ. и франц. язы­ка­ми. Д. – в осн. хри­стиа­не, в т. ч. ок. 40% ка­то­ли­ки, 16% про­тес­тан­ты (пре­сви­те­ри­а­не, ре­фор­ма­ты, пя­ти­де­сят­ни­ки, бап­ти­сты, лю­те­ра­не, ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня); есть при­вер­жен­цы тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Эт­но­ге­не­тические ле­ген­ды свя­зы­ва­ют Д. с ми­гра­ция­ми с вос­то­ка и из гор­ных рай­онов юго-за­па­да Ка­ме­ру­на. В ко­ло­ни­аль­ный пе­ри­од са­ва иг­ра­ли по­сред­ни­че­скую роль в тор­гов­ле ев­ро­пей­цев с внутр. рай­она­ми Ниж­ней Гви­неи (ра­бы, сло­но­вая кость, оре­хи ко­ла, пе­рец), чем объ­яс­ня­ет­ся вы­со­кий уро­вень хри­стиа­ни­за­ции и гра­мот­но­сти у Д. В 18–19 вв. име­ли ран­не­по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ние Дуа­ла, объ­еди­нив­шее вож­де­ст­ва Бо­нан­джо, Бо­на­ку, Бо­на­бе­ла и Бо­на­бе­ри (от бо­на – по­том­ки). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тие – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (про­со-элев­си­на, сор­го, ямс, бо­бо­вые и др.; то­вар­ные куль­ту­ры – ко­кос, ба­на­ны, мас­лич­ная паль­ма, ко­ла), мор. ры­бо­лов­ст­во. Раз­ви­ты резь­ба по де­ре­ву (мно­го­фи­гур­ные ми­фо­ло­гич. и жан­ро­вые ком­по­зи­ции, мас­ки), об­ра­бот­ка ме­тал­ла, про­из-во ке­ра­ми­ки, ук­ра­шен­ной гео­мет­рич. ор­на­мен­том. По­се­ле­ния раз­бро­сан­ные, жи­ли­ще пря­мо­уголь­ное с пле­тё­ны­ми сте­на­ми, кры­ша из тра­вы об­ра­зу­ет на­вес. Со­хра­ня­ют­ся пат­ри­ли­нейная ро­до­вая ор­га­ни­за­ция, де­ре­вен­ские и боль­ше­се­мей­ные (эбо­ко) об­щи­ны, тай­ные сою­зы (исан­го) и воз­ра­ст­ные груп­пы (мвем­ба-ма-ябе). Рас­про­стра­не­ны по­ли­ги­ния, со­ро­рат, ле­ви­рат, авун­ку­лат, ге­неа­ло­гич. пре­да­ния пат­ри­линд­жей. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па. Со­хра­ня­ет­ся древ­няя клас­си­фи­ка­ция сиб­лин­гов по от­но­си­тель­но­му по­лу (ут­ра­че­на у кпе), но под влия­ни­ем по­ли­ги­нии по­лу­чи­ли рас­про­ст­ра­не­ние опи­сат. кон­струк­ции с ука­за­ни­ем еди­но­ут­роб­но­сти или еди­но­кров­но­сти сиб­лин­га. Тра­диц. ве­ро­ва­ния – куль­ты при­ро­ды и пред­ков. Осн. празд­ник – нгон­до, по­свя­щён­ный мор. ду­хам мьен­гу (де­кабрь), со­про­вож­да­ет­ся гон­ка­ми на мно­го­вё­сель­ных (до 30 греб­цов) лод­ках.

Со­став­ля­ют осн. на­се­ле­ние го­ро­дов Дуа­ла, Кри­би, Вик­то­рия, Бу­эа, Лим­бе; часть Д. за­ня­та в тор­гов­ле и мел­ком биз­не­се. Из сре­ды Д. вы­шли мн. пред­ста­ви­те­ли ин­тел­ли­ген­ции и по­ли­тич. дея­те­ли Ка­ме­ру­на.

Лит.: Ardener E. Coastal Bantu of the Ca­me­roons. L., 1956; Bekombo M. La société fa­mi­liale Dwala. P., 1969; Austen R. A., Derrick J. Middlemen of the Cameroons rivers: the Duala and their hinterland, c. 1600 – c. 1960. Camb., 1999.

Вернуться к началу