Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУРАГЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 164

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. М. Кобищанов

ГУРАГЕ́ (са­мо­на­зва­ние – gurage̅), груп­па эфио­се­мит­ских на­ро­дов в Эфио­пии. Об­ра­зу­ют анк­лав сре­ди ку­шит­ских на­ро­дов Юж. Эфио­пии к югу от вер­ховь­ев р. Аваш (се­ве­ро-вос­ток Об­лас­ти юж. на­ро­дов, на­цио­наль­но­стей и на­род­но­стей). Вклю­ча­ют за­пад­ные Г. (язы­ки му­хыр, мэс­кан, цент­раль­но-зап. и юго-зап. гу­ра­ге): соб­ст­вен­но Г., или сэ­бат-бет (букв. «7 до­мов»: ын­не­мор, или эн­на­мор, эн­де­гень, ча­ха, эжа, мухер, гье­та, или гье­то, гу­ра – 900 тыс. чел., 2006, оцен­ка), мас­кан (мес­кан, мес­ган – 28 тыс. чел.) и мес­мес (12 тыс. чел., язык ут­ра­чен); се­вер­ные Г., или сод­до (язык кис­та­не – 482 тыс. чел.); во­сточ­ные Г.: сель­ти (силь­ти; язык силь­те – 1,2 млн. чел.), уола­не (язык силь­те, вхо­дят в груп­пи­ров­ку сэ­бат-бет) и зай (звай, на языке оро­мо – ла­ки; язык зай – 7,1 тыс. чел. на оз. Звай). Го­во­рят на язы­ках юж. под­груп­пы эфио­се­мит­ских язы­ков; не­ко­то­рые име­ют пись­мен­ность на ос­но­ве эфи­оп. гра­фи­ки. Рас­про­стра­не­ны так­же язы­ки оро­мо и ам­хар­ский. За­пад­ные Г. в осн. хри­стиа­не (Эфи­оп­ская цер­ковь), се­вер­ные и во­сточ­ные Г. в осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты, часть со­хра­ня­ет тра­диц. ве­ро­ва­ния.

Г. не об­ла­да­ют об­щим са­мо­соз­на­ни­ем, к Г. от­но­сят се­бя в осн. хри­стиа­не (за­пад­ные Г.), ос­таль­ные дис­тан­ци­ру­ют­ся от них. Впер­вые упо­ми­на­ют­ся в хро­ни­ках 14 в. В 15–17 вв. Г. вхо­ди­ли в со­став Эфи­оп­ской им­пе­рии, от­ку­да вос­при­ня­ли хри­сти­ан­ст­во. От­ре­зан­ные от Им­пе­рии на­ше­ст­ви­ем оро­мо (16–17 вв.), соз­да­ли кня­же­ст­ва, часть ко­то­рых в нач. 19 в. объ­е­ди­ни­лись в кон­фе­де­ра­цию во гла­ве с ча­ха. Су­ще­ст­во­ва­ло рабство, де­ле­ние на вож­дей (ны­гэс) и жре­цов (в т. ч. жриц), сво­бод­ных об­щин­ни­ков и низ­шие кас­ты охот­ни­ков, ре­мес­лен­ни­ков и ри­ту­аль­ных спе­циа­ли­стов (уат­та, или фу­га). Окон­ча­тель­но кон­фе­де­ра­ция Сэбат-Бет сло­жи­лась ко вре­ме­ни вхож­де­ния Г. в со­став Эфио­пии (1875). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для Сев.-Вост. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тия – па­шен­ное и руч­ное по­лив­ное зем­ле­де­лие (тэфф, дур­ра, ко­фе и др.; ве­ду­щую роль в куль­ту­ре иг­ра­ет абис­син­ский ба­нан эн­сет) и ско­то­вод­ст­во, у зай – ры­бо­лов­ст­во. Тра­диц. жи­ли­ще ти­па ту­ку­ля. Св. 25% жи­вут в го­ро­дах (Г. со­став­ля­ют од­ну из круп­ней­ших эт­нич. об­щин Ад­дис-Абе­бы и др. го­ро­дов), за­ни­ма­ют­ся тор­гов­лей и ра­ботой по най­му, зна­чи­те­лен слой ин­тел­ли­ген­ции. Де­ре­вен­ская об­щи­на со­став­ля­ет пат­ри­ли­нидж, управ­ля­ет­ся со­ве­том ста­рей­шин яжо­ка. Терминология родства би­фур­ка­тив­ная с чертами ти­па омаха. Со­хра­ня­ют­ся по­ло­воз­ра­ст­ные и кас­то­вые струк­ту­ры, обы­чай по­бра­тим­ст­ва (гур­да), ми­фо­ло­гия, фольк­лор. Тра­диц. пан­те­он воз­глав­ля­ет­ся бо­гом-твор­цом Йиг­зар (имя вос­хо­дит к ош­хар­ско­му обо­зна­че­нию хри­сти­ан­ско­го Бо­га), вклю­ча­ет так­же куль­тур­но­го ге­роя не­бес­но­го бо­га Вак (ему по­свя­ще­ны пле­мен­ные и ро­до­вые свя­ти­ли­ща, жре­цы да­мо-ни­да, ри­ту­аль­ная не­вес­та гл. жре­ца вы­би­ра­ет­ся пред­ста­ви­те­ля­ми 7 пле­мён, еже­год­но справ­ля­ет­ся празд­ник Чист), гро­мо­верж­ца Бо­же [в ка­ж­дой усадь­бе во­дру­жа­ет­ся его сим­вол – ши­на (шест с на­вер­ши­ем в фор­ме эфи­оп. кре­ста, из­го­тов­лен­ный из центр. стол­ба до­ма, раз­ру­шен­но­го мол­ни­ей); ему по­свя­ще­ны раз­ветв­лён­ная ор­га­ни­за­ция жре­цов во гла­ве с гу­эта­к­выя – хра­ни­те­лем свя­ти­ли­ща, еже­год­ный празд­ник – Ны­пу­эр], жен­ское бо­же­ст­во Дем­вам­вит (по­кро­ви­тель­ни­ца жен­ско­го сою­за Мвы­ят, воз­глав­ляе­мо­го зна­ха­рем-муж­чи­ной; на еже­год­ном празд­ни­ке Чы­ма про­во­дит­ся очи­стит. об­ряд с при­ме­не­ни­ем гли­сто­гон­но­го рас­те­ния hagenia abyssinica); справ­ля­ют­ся так­же празд­ник де­ву­шек (вос­хо­дя­щий к жен­ским ини­циа­ци­ям) Не­куэ, об­ще­эфи­оп­ские хри­сти­ан­ские празд­ни­ки, му­суль­ма­на­ми – празд­ник Ку­дел­ла Ше­ро­ча и др. В 1988 об­ра­зо­ва­лась Орг-ция взаи­мо­по­мо­щи и раз­ви­тия на­ро­дов Г. (GPSDO).

Лит.: Leslau W. Ethiopic documents: Gurage. N. Y., 1950; Shack W. A. The Gurage: a people of the Ensete culture. L., 1966.

Вернуться к началу