ГУРАГЕ́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУРАГЕ́ (самоназвание – gurage̅), группа эфиосемитских народов в Эфиопии. Образуют анклав среди кушитских народов Юж. Эфиопии к югу от верховьев р. Аваш (северо-восток Области юж. народов, национальностей и народностей). Включают западные Г. (языки мухыр, мэскан, центрально-зап. и юго-зап. гураге): собственно Г., или сэбат-бет (букв. «7 домов»: ыннемор, или эннамор, эндегень, чаха, эжа, мухер, гьета, или гьето, гура – 900 тыс. чел., 2006, оценка), маскан (мескан, месган – 28 тыс. чел.) и месмес (12 тыс. чел., язык утрачен); северные Г., или соддо (язык кистане – 482 тыс. чел.); восточные Г.: сельти (сильти; язык сильте – 1,2 млн. чел.), уолане (язык сильте, входят в группировку сэбат-бет) и зай (звай, на языке оромо – лаки; язык зай – 7,1 тыс. чел. на оз. Звай). Говорят на языках юж. подгруппы эфиосемитских языков; некоторые имеют письменность на основе эфиоп. графики. Распространены также языки оромо и амхарский. Западные Г. в осн. христиане (Эфиопская церковь), северные и восточные Г. в осн. мусульмане-сунниты, часть сохраняет традиц. верования.
Г. не обладают общим самосознанием, к Г. относят себя в осн. христиане (западные Г.), остальные дистанцируются от них. Впервые упоминаются в хрониках 14 в. В 15–17 вв. Г. входили в состав Эфиопской империи, откуда восприняли христианство. Отрезанные от Империи нашествием оромо (16–17 вв.), создали княжества, часть которых в нач. 19 в. объединились в конфедерацию во главе с чаха. Существовало рабство, деление на вождей (ныгэс) и жрецов (в т. ч. жриц), свободных общинников и низшие касты охотников, ремесленников и ритуальных специалистов (уатта, или фуга). Окончательно конфедерация Сэбат-Бет сложилась ко времени вхождения Г. в состав Эфиопии (1875). Традиц. культура типична для Сев.-Вост. Африки. Осн. занятия – пашенное и ручное поливное земледелие (тэфф, дурра, кофе и др.; ведущую роль в культуре играет абиссинский банан энсет) и скотоводство, у зай – рыболовство. Традиц. жилище типа тукуля. Св. 25% живут в городах (Г. составляют одну из крупнейших этнич. общин Аддис-Абебы и др. городов), занимаются торговлей и работой по найму, значителен слой интеллигенции. Деревенская община составляет патрилинидж, управляется советом старейшин яжока. Терминология родства бифуркативная с чертами типа омаха. Сохраняются половозрастные и кастовые структуры, обычай побратимства (гурда), мифология, фольклор. Традиц. пантеон возглавляется богом-творцом Йигзар (имя восходит к ошхарскому обозначению христианского Бога), включает также культурного героя небесного бога Вак (ему посвящены племенные и родовые святилища, жрецы дамо-нида, ритуальная невеста гл. жреца выбирается представителями 7 племён, ежегодно справляется праздник Чист), громовержца Боже [в каждой усадьбе водружается его символ – шина (шест с навершием в форме эфиоп. креста, изготовленный из центр. столба дома, разрушенного молнией); ему посвящены разветвлённая организация жрецов во главе с гуэтаквыя – хранителем святилища, ежегодный праздник – Ныпуэр], женское божество Демвамвит (покровительница женского союза Мвыят, возглавляемого знахарем-мужчиной; на ежегодном празднике Чыма проводится очистит. обряд с применением глистогонного растения hagenia abyssinica); справляются также праздник девушек (восходящий к женским инициациям) Некуэ, общеэфиопские христианские праздники, мусульманами – праздник Куделла Шероча и др. В 1988 образовалась Орг-ция взаимопомощи и развития народов Г. (GPSDO).