Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУА́НЧИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 110

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов
Петроглифы о. Тенерифе.

ГУА́НЧИ (гу­ан­чи­нет, от гуан – че­ло­век и Чи­нет, назв. о. Те­не­ри­фе на яз. гу­ан­чи), ко­рен­ное на­се­ле­ние Ка­нар­ских о-вов (пер­во­на­чаль­но – о. Те­не­ри­фе; са­мо­на­зва­ния або­ри­ге­нов о. Иер­ро – бим­бап, о. Паль­ма – ау­рит, о. Лан­са­ро­те – мао, о. Фу­эр­те­вен­ту­ра – ма­хо­ре­ро). Про­ис­хо­ж­де­ние не­из­вест­но (в про­шлом вы­дви­га­лись тео­рии об их свя­зи с ан­тич­ным ми­фом об Ат­лан­ти­де, с егип­тя­на­ми, фи­ни­кий­ца­ми, гер­ман­ца­ми, кель­та­ми, бас­ка­ми, от­ме­ча­лось их сход­ст­во с па­лео­ли­тич. кро­мань­он­ца­ми, ме­зо­ли­тич. кап­сий­ской куль­ту­рой, нео­ли­тич. куль­ту­ра­ми Сев.-Зап. Аф­ри­ки и т. п.); наи­бо­лее ве­ро­ят­но их род­ст­во с бер­бе­ра­ми. Че­ло­век впер­вые поя­вил­ся на Ка­нар­ских о-вах в 1-м тыс. до н. э. По со­об­ще­ни­ям исп. за­вое­ва­те­лей, в 15 в. Те­не­ри­фе на­се­ля­ли вы­со­кие бе­ло­ко­жие ры­же­во­ло­сые и го­лу­бо­гла­зые лю­ди. Го­во­ри­ли на ка­нар­ских язы­ках. К мо­мен­ту при­хо­да ис­пан­цев Г. за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем (осн. пи­ща – го­фио, му­ка из про­жа­рен­ных зё­рен), раз­во­ди­ли коз, овец, сви­ней, а так­же ог­ром­ных пас­ту­ше­ских со­бак бар­ди­но, не зна­ли ме­тал­ла (из­го­тав­ли­ва­ли ору­дия из кам­ня и об­си­диа­на; на Гран-Ка­на­рия бы­ли из­вест­ны по­ли­ро­ван­ные бое­вые то­по­ры) и гон­чар­но­го кру­га (бы­ла рас­про­стра­не­на ке­ра­ми­ка со штам­пов. ор­на­мен­том «им­прес­со»), оде­ж­ду де­ла­ли из козь­их шкур и пле­ли из рас­тит. во­ло­кон, жи­ли в ес­теств. или ис­кусств. пе­ще­рах, до­мах, сло­жен­ных из не­об­ра­бо­тан­но­го или отё­сан­но­го кам­ня без раст­во­ра, огонь до­бы­ва­ли сверле­ни­ем. Де­ли­лись на со­ци­аль­ные слои: вож­ди, жре­цы, знать, об­щин­ни­ки (бы­ли обя­за­ны но­сить ко­рот­кие во­ло­сы) и ря­до­вые вои­ны, ра­бы (из во­ен­но­плен­ных). Пле­ме­на воз­глав­ля­лись во­ж­дя­ми (на Те­не­ри­фе – мен­сей, на Гран-Ка­на­рия – гуа­нар­тем, и др.) и вер­хов­ны­ми жре­ца­ми (на Гран-Ка­на­рия – фай­кан), пра­вив­ши­ми со­вме­ст­но с со­ве­том ста­рей­шин (та­бор), за­се­дав­шим в ого­ро­жен­ном ка­мен­ны­ми сте­на­ми по­ме­ще­нии без кры­ши (та­го­рор). Власть на­сле­до­ва­лась от бра­та к бра­ту в по­ряд­ке стар­шин­ст­ва. Бы­ли из­вест­ны по­ли­ги­ния, на Лан­са­ро­те – по­ли­ан­дрия, обы­чай гос­те­при­им­но­го ге­те­риз­ма, празд­ник уро­жая (в ав­гу­сте), об­ряд вы­зы­ва­ния дож­дя, пятирич­ная си­сте­ма счё­та. По­кой­ни­ков хо­ро­ни­ли в пе­ще­рах и в ка­мен­ных ци­стах под кур­га­на­ми, му­ми­фи­ци­ро­ва­ли, есть из­вес­тия о ге­рон­ти­ци­де (ос­тав­ле­нии ста­ри­ков в пе­ще­рах) и ин­фан­ти­ци­де, ри­туа­лах от­карм­ли­ва­ния (до 100 кг) де­ву­шек пе­ред за­му­же­ст­вом, куль­те вер­хов­но­го бо­же­ст­ва (Ачи­ху­ран на Те­не­ри­фе, Ако­ран на Гран-Ка­на­рия, Эрао­ран­хан на Иер­ро и т. д.). Бы­ли из­вест­ны обо­ро­нит. ук­ре­п­ле­ния, со­хра­ни­лись мо­ну­мен­таль­ные по­строй­ки (на Фу­эр­те­вен­ту­ре сте­на про­хо­ди­ла че­рез весь ост­ров), на Те­не­ри­фе сох­ра­ни­лись сту­пен­ча­тые пря­моу­голь­ные в пла­не пи­ра­ми­ды (сбли­жае­мые с по­строй­ка­ми ац­те­ков и майя Ме­зо­аме­ри­ки; пе­ще­ра под од­ной из них слу­жи­ла ре­зи­ден­ци­ей вож­дя), пет­ро­гли­фы (кон­цент­рич. кру­ги, спи­ра­ли, ме­анд­ры, «ла­би­рин­ты», зоо­морф­ные изо­бра­же­ния) с над­пи­ся­ми (не рас­шиф­ро­ва­ны). На о. Го­ме­ра су­щест­во­вал осо­бый язык сви­ста (силь­бо го­ме­ра). Ока­за­ли со­про­тив­ле­ние исп. за­вое­ва­нию (1402–94), б. ч. Г. бы­ла ис­треб­ле­на или вы­ве­зе­на в раб­ст­во, ос­тав­шие­ся сме­ша­лись с исп. ко­ло­ни­ста­ми, при­няв хри­сти­ан­ст­во и ут­ра­тив язык.

Лит.: Боль­ша­ков А. А. За стол­па­ми Ге­рак­ла. Ка­нар­ские ост­ро­ва. М., 1988.

Вернуться к началу