Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́ДЖА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 157-158

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. М. Кобищанов

БЕ́ДЖА (са­мо­на­зва­ния – бе­да­уи, бе­да­уйе, бе­да­вийе), на­род груп­пы ку­ши­тов на се­ве­ро-во­сто­ке Су­да­на, юго-вос­то­ке Егип­та и за­па­де Эрит­реи. Чис­лен­ность в Су­да­не 1,9 млн. чел. (2005, оцен­ка), Егип­те 145 тыс. чел., Эрит­рее 125 тыс. чел. Осн. пле­ме­на: би­ша­рин (би­са­рин, би­са­ри­аб), ха­ден­доа (хен­да­ва), ама­рар (все три объе­ди­ня­ют­ся в соб­ст­вен­но Б.), ха­лен­га, абаб­де, бе­ни-амер; сре­ди Б. есть груп­пы араб., тигр­ско­го и ара­вий­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. Го­во­рят на яз. бе­да­уйе (с диа­лек­та­ми би­ша­рин, ха­ден­доа, ха­да­реб, бе­ни-амер). Пись­мен­ность (пре­им. на ха­ден­доа) на ос­но­ве араб. и лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­не­ны так­же араб. яз., в Эрит­рее – тиг­ре и тиг­ри­нья. По ре­ли­гии – му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Беджа-кочевник, готовящий кофе на костре.

Пред­ки Б., упо­ми­нав­шие­ся в др.-егип. ис­точ­ни­ках как мад­жаи, в др.-греч. как блем­мии, в ак­сум­ских как бу­га, – ко­чев­ни­ки-верб­лю­до­во­ды Ну­бий­ской пус­ты­ни, под­чи­ня­лись Ме­ро­ит­ско­му цар­ст­ву и Ак­сум­ско­му цар­ст­ву, под влия­ни­ем ак­су­ми­тов у них рас­про­стра­ни­лось хри­сти­ан­ст­во. В 543 гл. го­род Б. – Талмис был взят но­ба­та­ми (ну­бий­ца­ми). В 7–8 вв. су­ще­ст­во­ва­ло цар­ст­во Бед­жа. В 652 и 852–853 совм. с но­ба­та­ми ока­зыва­ли со­про­тив­ле­ние ара­бам. В 8 в., вос­поль­зо­вав­шись ос­лаб­ле­ни­ем Ак­су­ма, за­вое­ва­ли зем­ли в Эрит­рее. С 9 в. рас­про­стра­нял­ся ис­лам, юж. груп­пы со­хра­ня­ли хри­сти­ан­ст­во до 14–15 вв.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ко­чев­ни­ков Сев. и Сев.-Вост. Аф­ри­ки. Тра­диц. хо­зяй­ст­во ос­но­ва­но на ко­че­вом ско­то­вод­ст­ве (со­вер­ша­ют пе­ре­ко­чёв­ки в ме­ри­дио­наль­ном на­прав­ле­нии). Наи­бо­лее пре­стиж­но верб­лю­до­вод­ст­во (осо­бен­но раз­ви­то на се­ве­ре – у би­ша­рин и ама­рар), раз­во­дят так­же овец и коз. Часть Б. (в осн. низ­ко­кас­то­вые груп­пы) за­ни­ма­ют­ся зем­ле­де­ли­ем (гл. обр. дур­ра), абаб­де, жи­ву­щие на бе­ре­гу Крас­но­го м., – ры­бо­лов­ст­вом. Тра­диц. пи­ща – верб­лю­жье и ко­зье мо­ло­ко, ка­ши, жи­ли­ще – па­лат­ка, оде­ж­да – ши­ро­кие шта­ны, ру­ба­ха, на­кид­ка и чал­ма, жен­ская – ша­ро­ва­ры, тём­ное пла­тье и шаль; ха­рак­тер­на муж­ская при­чёс­ка в ви­де пуч­ка во­лос на ма­куш­ке (ти­фа). Осн. на­пи­ток – ко­фе. Со­хра­ня­ют­ся пат­ри­ли­ней­ные кла­ны, обыч­ное пра­во (са­лиф), кас­то­во-пле­мен­ная сис­те­ма, фольк­лор (ис­то­рич. ми­фы, эпос, сказ­ки, прит­чи). Со 2-й пол. 19 в. мн. Б. тру­дят­ся в ко­опе­ра­ти­вах под ру­ко­во­дством тра­диц. во­ж­дей на хлоп­ко­вых и др. план­та­ци­ях. Мн. Б. жи­вут в го­ро­дах (Хар­тум, Асу­ан, Порт-Су­дан, Ка­са­ла, То­кар и др.), ра­бо­та­ют в сфе­ре управ­ле­ния, за­ня­ты ин­тел­лек­ту­аль­ным тру­дом. В кон. 19 в. при­ни­ма­ли ак­тив­ное уча­стие в мах­ди­ст­ском дви­же­нии. В 1964 об­ра­зо­ван Кон­гресс Б. (за­пре­щён в прав­ле­ние Ни­мей­ри в 1969–85). С кон. 20 в. вы­дви­га­ют тре­бо­ва­ние по­ли­тич. не­за­ви­си­мо­сти; втя­ну­ты в кон­фликт ме­ж­ду Эрит­ре­ей и Су­да­ном.

Лит.: Paul A. A history of the Beja tribes of the Sudan. L., 1971.

Вернуться к началу