Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́ЛЛА-КУ́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 218-219

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Истомин

БЕ́ЛЛА-КУ́ЛА [са­мо­на­зва­ния – ну­ха­лкмх, ну­халк (nuxalkmk, nuxalk), букв. – лю­ди до­ли­ны Бел­ла-Ку­ла], ин­дей­ский на­род груп­пы са­ли­шей на за­па­де Ка­на­ды (пров. Брит. Ко­лум­бия). Чис­лен­ность 1 тыс. чел. (2001, оцен­ка). Жи­вут в 7 ре­зер­ва­ци­ях (в т. ч. 855 – в ре­зер­вации Бел­ла-Ку­ла в устье р. Бел­ла-Ку­ла, 2001, пе­ре­пись). Язык – бел­ла-ку­ла (ну­халк) груп­пы бел­ла-ку­ла са­лиш­ских язы­ков (ди­а­лек­ты: бел­ла-ку­ла, ким­ск­вит, тал­лио), поч­ти вы­тес­нен англ. яз.; пись­мен­ность на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та. По ре­ли­гии – про­тес­тан­ты, со­хра­ня­ют­ся тра­диц. куль­ты.

Белла-кула. Деревянная маска. Кон. 19 в.

Б.-к. – са­мая сев. ветвь са­ли­шей, обо­соб­лен­ная от их осн. мас­си­ва. Тра­диц. тер­ри­то­рия – рай­он фьор­дов Дин, Бёрк, Юж. и Сев. Бен­тинк и впа­даю­щих в них рек Дин и Бел­ла-Ку­ла, а так­же о. Кинг. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Сев.-Зап. по­бе­ре­жья. За­ни­ма­лись ры­бо­лов­ст­вом и охо­той (важ­ней­ший объ­ект – снеж­ная ко­за). Име­ли ро­до­вые не­эк­зо­гам­ные груп­пы (мнмнтс) с би­ли­ней­ным счё­том род­ст­ва, объ­е­ди­нён­ные ми­фом об об­щем пер­во­пред­ке; до­пус­ка­лось од­но­вре­мен­ное член­ст­во в не­сколь­ких ро­до­вых груп­пах (до вось­ми). Де­рев­ни, со­сто­яв­шие из боль­ше­семей­ных до­мо­хо­зяйств, вхо­ди­ли в 4 тер­ри­то­ри­аль­ные груп­пы: ну­халкмх, та­люмх (та­лио, та­ли­юмк), ким­ск­вит, квал­намх (квалхнмк). Ха­рак­тер­ны зим­ние це­ре­мо­нии, су­ще­ст­во­ва­ли два тай­ных ри­ту­аль­ных об­ще­ст­ва (Си­са­ук и Ку­си­ют). Бы­ло раз­ви­то иск-во резь­бы по де­ре­ву (мас­ки, со­су­ды и др.). Об­ла­да­ли слож­ной кос­мо­ло­ги­ей. Вер­хов­ное бо­же­ст­во – Алхквнтам (Ал­хкун­там), со­тво­рив­ший 4 чу­дес­ных плот­ни­ков, ко­то­рые по его во­ле соз­да­ли зем­ной рель­еф и всё жи­вое, вклю­чая лю­дей.

Име­ли кон­так­ты с анг­ли­ча­на­ми с 1793; вы­сту­па­ли по­сред­ни­ка­ми в тор­гов­ле с внут­ри­ма­те­ри­ко­вы­ми пле­ме­на­ми. Эпи­де­мии рез­ко со­кра­ти­ли чис­лен­ность Б.-к. Совр. за­ня­тия  ком­мерч. ры­бо­лов­ст­во и ле­со­за­го­тов­ки. С 1970-х гг. на­блю­да­ет­ся рост эт­нич. са­мо­соз­на­ния, воз­ро­ж­де­ние тра­диц. иск-ва (резь­ба по де­ре­ву, тан­цы), куль­тов (ве­ли­ко­го ду­ха Ма­на­кау­са, де­ми­ур­га Тау­тау и др.); в 1985 на­ча­то пре­по­да­ва­ние род­но­го яз. в ме­ст­ной шко­ле. С нач. 1980-х гг. на­зы­ва­ют се­бя «на­ци­ей ну­халк». Ак­ти­ви­сты Б.-к. во гла­ве с тра­диц. эли­той ве­дут борь­бу с дея­тель­но­стью ле­со­про­мыш­лен­ных и др. ком­па­ний на сво­ей традиц. тер­ри­то­рии, в т. ч. на о. Кинг (Ис­та, на яз. бел­ла-ку­ла свя­щен­ное ме­сто, от­ку­да, по их пре­да­ни­ям, про­ис­хо­дит пер­вая жен­щи­на).

Лит.: Boas F. The mythology of the Bella Coola Indians. N. Y., 1898; McIlwraith T. F. The Bella Coola Indians. Toronto; L., 1992. Vol. 12; Kennedy D. I. D., Bouchard R. T. Bella Coola // Handbook of North American Indi­ans. Wash., 1990. Vol. 7: Northwest Coast.

Вернуться к началу