Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АША́НИНКА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 590

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Берёзкин, Е. А. Ершова
Ашанинка, плетущая пояс.

АША́НИНКА (аше­нин­ка, аше­нин­га – са­мо­на­зва­ние; ус­тар. – кам­па), ин­дей­ский на­род груп­пы ара­ва­ков в Пе­ру. Близ­ко род­ст­вен­ны ма­чи­ген­га. Чис­лен­ность 41 тыс. чел. (2000, оцен­ка). Жи­вут в вост. пред­горь­ях Анд в бас­сей­не рек Апу­ри­мак, Пе­ре­не, Там­бо (юж. А.), ме­ж­ду­ре­чье Укая­ли и Па­чи­теа (сев. А.); юж. и сев. А. ма­ло кон­так­ти­ру­ют друг с дру­гом. Ок. 120 чел. жи­вут в Бра­зи­лии (верх­нее те­че­ние р. Жу­руа). Го­во­рят на язы­ках ашанинка и аше­нин­ка (с диа­лек­та­ми апу­ру-кая­ли, аци­ри, пе­ре­не, пи­чис, укая­ли, уни­ни, ка­ша­ра­ри и па­хо­наль) груп­пы кам­па ара­вак­ских язы­ков. Рас­про­стра­не­ны так­же ке­чуа и исп. язык. По ре­ли­гии – ка­то­ли­ки, есть так­же про­те­стан­ты (ад­вен­тис­ты седь­мо­го дня, пя­ти­де­сят­ни­ки и др.); св. 30% при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний.

В 15–16 вв. ис­пы­та­ли не­зна­чит. влия­ние ин­ков. По­сто­ян­ные кон­так­ты с ис­пан­ца­ми с сер. 17 в. Часть А. вы­тес­няет­ся кре­о­ла­ми на се­вер (сев. А.). С 1630-х гг. сре­ди них дей­ст­ву­ют до­ми­ни­кан­ские и фран­ци­скан­ские мис­сии. До кон. 19 в. фак­ти­че­ски не кон­тро­ли­ро­вались пра­ви­тель­ст­вом. В го­ды «кау­чу­ко­во­го бу­ма» (кон. 19 – нач. 20 вв.) вы­тес­ня­лись со сво­их зе­мель ко­ло­ни­ста­ми. С сер. 20 в. в рай­оне ак­тив­но дей­ст­ву­ют амер. про­тес­тант­ские про­по­вед­ни­ки.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев тро­пич. ле­сов и са­ванн Юж. Аме­ри­ки. За­ня­тия – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (слад­кий ма­ни­ок, ба­тат, ку­ку­ру­за, фа­соль), охо­та и ры­бо­лов­ст­во. Со­хра­ня­ют­ся про­из-во тра­диц. ке­ра­ми­ки, тка­че­ст­во, из­го­тов­ле­ние долб­лё­ных ло­док. Де­рев­ни на­се­ля­ют груп­пы род­ст­вен­ных се­мей, об­щи­ны воз­глав­ля­ют­ся врем. ли­де­ра­ми. Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный, брак не­оло­каль­ный. Тра­диц. жи­ли­ще – по­лу­сфе­ри­че­ская хи­жи­на, есть отд. до­ма для хо­ло­стя­ков. Оде­ж­да – ру­ба­ха-куш­ма из лу­бя­ной ма­те­рии (см. Та­па) или тка­ни (из ди­ко­рас­ту­ще­го хлоп­ка). Со­хра­ня­ет­ся рас­крас­ка те­ла рас­тит. пиг­мен­та­ми (крас­ным и чёр­ным). Ша­ма­ны-зна­ха­ри (толь­ко муж­чи­ны) упот­реб­ля­ют гал­лю­ци­но­ген (ай­я­уаска – от­вар лиа­ны ба­ни­сте­ри­оп­сис). Сре­ди бо­жеств – де­ми­ург, не вме­ши­ваю­щий­ся в де­ла лю­дей, пер­со­на­жи с инк­ски­ми име­на­ми (Ин­ка и Па­ча­ка­ма – срав­ни инк­ский Па­ча­ка­мак). Из­вес­тен миф о ро­ж­де­нии Солн­ца – сы­на Ме­ся­ца.

С 1920-х гг. ин­тег­ри­ру­ют­ся в нац. эко­но­ми­ку, ра­бо­та­ют по най­му в ско­то­водч. хо­зяй­ст­вах, на план­та­ци­ях, ле­со­за­го­тов­ках, сбо­ре кау­чу­ка. С сер. 1960-х гг. А. втя­ну­ты в пар­ти­зан­скую вой­ну ле­во­ра­ди­каль­ных бое­ви­ков. С кон. 1980-х гг. воз­ни­ка­ют по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции: Ас­со­циа­ция по со­хра­не­нию на­сле­дия ку­ти­ви­ре­ни; Ин­дей­ская об­щи­на аша­нин­ка (в со­ста­ве Ама­зон­ско­го аль­ян­са), Меж­эт­ни­че­ская ас­со­циа­ция со­дей­ст­вия раз­ви­тию пе­ру­ан­ских тро­пич. ле­сов.

Лит.: Weiss G. Campa cosmology. N. Y., 1975.

Вернуться к началу