АША́НИНКА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АША́НИНКА (ашенинка, ашенинга – самоназвание; устар. – кампа), индейский народ группы араваков в Перу. Близко родственны мачигенга. Численность 41 тыс. чел. (2000, оценка). Живут в вост. предгорьях Анд в бассейне рек Апуримак, Перене, Тамбо (юж. А.), междуречье Укаяли и Пачитеа (сев. А.); юж. и сев. А. мало контактируют друг с другом. Ок. 120 чел. живут в Бразилии (верхнее течение р. Журуа). Говорят на языках ашанинка и ашенинка (с диалектами апуру-каяли, ацири, перене, пичис, укаяли, унини, кашарари и пахональ) группы кампа аравакских языков. Распространены также кечуа и исп. язык. По религии – католики, есть также протестанты (адвентисты седьмого дня, пятидесятники и др.); св. 30% придерживаются традиц. верований.
В 15–16 вв. испытали незначит. влияние инков. Постоянные контакты с испанцами с сер. 17 в. Часть А. вытесняется креолами на север (сев. А.). С 1630-х гг. среди них действуют доминиканские и францисканские миссии. До кон. 19 в. фактически не контролировались правительством. В годы «каучукового бума» (кон. 19 – нач. 20 вв.) вытеснялись со своих земель колонистами. С сер. 20 в. в районе активно действуют амер. протестантские проповедники.
Традиц. культура типична для индейцев тропич. лесов и саванн Юж. Америки. Занятия – ручное подсечно-огневое земледелие (сладкий маниок, батат, кукуруза, фасоль), охота и рыболовство. Сохраняются произ-во традиц. керамики, ткачество, изготовление долблёных лодок. Деревни населяют группы родственных семей, общины возглавляются врем. лидерами. Счёт родства билатеральный, брак неолокальный. Традиц. жилище – полусферическая хижина, есть отд. дома для холостяков. Одежда – рубаха-кушма из лубяной материи (см. Тапа) или ткани (из дикорастущего хлопка). Сохраняется раскраска тела растит. пигментами (красным и чёрным). Шаманы-знахари (только мужчины) употребляют галлюциноген (айяуаска – отвар лианы банистериопсис). Среди божеств – демиург, не вмешивающийся в дела людей, персонажи с инкскими именами (Инка и Пачакама – сравни инкский Пачакамак). Известен миф о рождении Солнца – сына Месяца.
С 1920-х гг. интегрируются в нац. экономику, работают по найму в скотоводч. хозяйствах, на плантациях, лесозаготовках, сборе каучука. С сер. 1960-х гг. А. втянуты в партизанскую войну леворадикальных боевиков. С кон. 1980-х гг. возникают политич. организации: Ассоциация по сохранению наследия кутивирени; Индейская община ашанинка (в составе Амазонского альянса), Межэтническая ассоциация содействия развитию перуанских тропич. лесов.