МАЧИГЕ́НГА
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЧИГЕ́НГА, маньярис, мациганга, мацигенка (самоназвание – matsigenka, букв. – народ), индейский народ группы юж. араваков на востоке Перу. Живут в бассейне рек Урубамба и Мишагуа (север деп-та Куско и юг деп-та Укаяли), часть – на р. Мадре-де-Дьос (деп-т Мадре-де-Дьос), группа номацигенга – рядом с ашанинка на реках Эне и Перене (деп-т Хунин). Говорят на яз. мачигенга ветви кампа юж. подсемьи аравакских языков (офиц. яз.); наречия: мачигенга, какинте, нанти (когапакори), номацигенга. Письменность на основе лат. алфавита. Распространён также исп. яз. Насчитывают св. 30 общин, численность ок. 20 тыс. чел., из них номацигенга – 7 тыс. чел. (2009, оценка). Неск. изолированных общин М. (когапакори) избегают контактов с внешним миром. Ок. 60% М. (среди номацигенга – ок. 20%) – христиане, остальные сохраняют традиц. верования.
До исп. завоевания заселяли предгорья Анд почти до Мачу-Пикчу, имели контакты с кечуа: в обмен на какао, перья птиц, древесину, хлопок, лекарственные растения, фрукты получали каменные орудия, металл, в т. ч. серебро. Единичные контакты с христианскими миссионерами с сер. 17 в., более тесные – с нач. 20 в. К 19 в. под давлением кечуаязычных переселенцев переместились к северо-востоку. До сер. 20 в. М. похищали и использовали как рабов.
Традиц. культура типична для индейцев тропич. лесов к востоку от Анд. Занимаются подсечно-огневым земледелием, охотой на обезьян, пекари, тапиров (с ружьём, луком, ловушками), рыболовством (в т. ч. с помощью растит. ядов), собирательством. Развиты гончарство, плетение, ткачество хлопчатобумажных тканей с чёрным геометрич. орнаментом. Традиц. поселение – разбросанной планировки, с общинным домом в центре, населяется группой родств. семей (10–30 чел.). Общины, объединённые вокруг миссионерских центров, насчитывают 150–300 чел., возделывают на продажу кофе, какао, арахис, бобы, ачиоте (Bixa orellana). Традиц. жилище – прямоугольное строение без стен 5–10 м в длину, с низко спускающейся вальмовой крышей из пальмовых листьев. Приготавливают пиво из маниока. Одежда – туникообразная кушма. Практиковались раскраска лица краской из ачиоте, ношение носовых украшений из серебра. Делились на экзогамные группы (до 30 чел.), объединённые системой брачного обмена в эндогамную группу. Брак до рождения первого ребёнка уксорилокальный, затем неолокальный. Среди вождей и шаманов встречается полигиния. Предпочтителен билатеральный кросскузенный брак и обмен сёстрами, встречаются браки с дочерью сестры. Система терминов родства, как и у соседних майоруна, относится к подтипу кариера бифуркативного типа: родственники и свойственники обозначаются общими терминами и наблюдается слияние альтернативных поколений (деды и внуки, бабки и внучки, брат отца и дети сестры). Сиблинги делятся по полу. После смерти человека сжигается его дом и имущество; ранее хоронили внутри жилищ. В изолиров. общинах сохраняются инициации, изоляция девушек во время первой менструации. Шаманы употребляют галлюциногенный напиток аяуаска (Banisteriopsis caapi). Развито искусство пения, танцы. Муз. инструменты – барабаны, флейты, в ритуалах используют гуделки. Мифологич. сюжеты – о демиурге Тасоринчи, о Месяце и Солнце, живших на земле (Месяц дал людям культурные растения), и др.
С 1980-х гг. М. утрачивают свои территории из-за добычи нефти и газа в нижнем течении Урубамбы. Часть работают по найму в нефтяных компаниях, заняты на лесозаготовках. Наплыв колонистов способствует возникновению конфликтов между М. и поселенцами. Созданы обществ. организации M.: CECONAMA – Central de Comunidades Nativas Machiguengas Juan Santos Atahuallpa (Центральное управление народов мачигенга им. Хуана Сантоса Атауальпы), COMARU – Consejo Machiguenga del Río Urubamba (Совет мачигенга реки Урубамба), FENAMAD – Federación Nativa del Río Madre de Dios y Afluentes (Федерация коренных народов реки Мадре-де-Дьос и её притоков).