Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЧИГЕ́НГА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 425-426

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Матусовский; Г. В. Дзибель (терминология родства)

МАЧИГЕ́НГА, мань­я­рис, ма­ци­ган­га, ма­ци­ген­ка (са­мо­на­зва­ние – matsigenka, букв. – на­род), ин­дей­ский на­род груп­пы юж. ара­ва­ков на вос­то­ке Пе­ру. Жи­вут в бас­сей­не рек Уру­бам­ба и Ми­ша­гуа (се­вер деп-та Кус­ко и юг деп-та Укая­ли), часть – на р. Мад­ре-де-Дьос (деп-т Мад­ре-де-Дьос), груп­па но­ма­ци­ген­га – ря­дом с аша­нин­ка на реках Эне и Пе­ре­не (деп-т Ху­нин). Го­во­рят на яз. ма­чи­ген­га вет­ви кам­па юж. под­се­мьи ара­вак­ских язы­ков (офиц. яз.); на­ре­чия: ма­чи­ген­га, ка­кин­те, нан­ти (ко­га­па­ко­ри), но­ма­ци­ген­га. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та. Рас­про­стра­нён так­же исп. яз. На­счи­ты­ва­ют св. 30 об­щин, чис­лен­ность ок. 20 тыс. чел., из них но­ма­ци­ген­га – 7 тыс. чел. (2009, оцен­ка). Неск. изо­ли­ро­ван­ных об­щин М. (ко­га­па­ко­ри) из­бе­га­ют кон­так­тов с внеш­ним ми­ром. Ок. 60% М. (сре­ди но­ма­ци­ген­га – ок. 20%) – хри­стиа­не, ос­таль­ные со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния.

До исп. за­вое­ва­ния за­се­ля­ли пред­го­рья Анд поч­ти до Ма­чу-Пик­чу, име­ли кон­так­ты с ке­чуа: в об­мен на ка­као, пе­рья птиц, дре­ве­си­ну, хло­пок, ле­кар­ст­вен­ные рас­те­ния, фрук­ты по­лу­ча­ли ка­мен­ные ору­дия, ме­талл, в т. ч. се­реб­ро. Еди­ничные кон­так­ты с хри­сти­ан­ски­ми мис­сио­не­ра­ми с сер. 17 в., бо­лее тес­ные – с нач. 20 в. К 19 в. под дав­ле­ни­ем ке­чуа­я­зыч­ных пе­ре­се­лен­цев пе­ре­мес­ти­лись к се­ве­ро-вос­то­ку. До сер. 20 в. М. по­хи­ща­ли и ис­поль­зо­ва­ли как ра­бов.

Индейцы мачигенга.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев тро­пич. ле­сов к вос­то­ку от Анд. За­ни­ма­ют­ся под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем, охо­той на обезь­ян, пе­ка­ри, та­пи­ров (с ружь­ём, лу­ком, ло­вуш­ка­ми), ры­бо­лов­ст­вом (в т. ч. с по­мо­щью рас­тит. ядов), со­би­ра­тель­ст­вом. Раз­ви­ты гон­чар­ст­во, пле­те­ние, тка­че­ст­во хлоп­ча­то­бу­маж­ных тка­ней с чёр­ным гео­мет­рич. ор­на­мен­том. Тра­диц. по­се­ле­ние – раз­бро­сан­ной пла­ни­ров­ки, с об­щин­ным до­мом в цен­тре, на­се­ля­ет­ся груп­пой родств. се­мей (10–30 чел.). Об­щи­ны, объ­е­ди­нён­ные во­круг мис­сио­нер­ских цен­тров, на­счи­ты­ва­ют 150–300 чел., воз­де­лы­ва­ют на про­да­жу ко­фе, ка­као, ара­хис, бо­бы, ачио­те (Bi­xa orellana). Тра­диц. жи­ли­ще – пря­мо­уголь­ное строе­ние без стен 5–10 м в дли­ну, с низ­ко спус­каю­щей­ся валь­мо­вой кры­шей из паль­мо­вых ли­сть­ев. При­го­тав­ли­ва­ют пи­во из ма­нио­ка. Оде­ж­да – ту­ни­ко­об­раз­ная куш­ма. Прак­ти­ко­ва­лись рас­крас­ка ли­ца крас­кой из ачио­те, но­ше­ние но­со­вых ук­ра­ше­ний из се­реб­ра. Де­ли­лись на эк­зо­гам­ные груп­пы (до 30 чел.), объ­е­ди­нён­ные сис­те­мой брач­но­го об­ме­на в эн­до­гам­ную груп­пу. Брак до ро­ж­де­ния пер­во­го ре­бён­ка ук­со­ри­ло­каль­ный, за­тем не­оло­каль­ный. Сре­ди во­ж­дей и ша­ма­нов встре­ча­ет­ся по­ли­ги­ния. Пред­поч­ти­те­лен би­ла­те­раль­ный кросс­ку­зен­ный брак и об­мен сё­ст­ра­ми, встре­ча­ют­ся бра­ки с до­че­рью се­ст­ры. Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва, как и у со­сед­них май­о­ру­на, от­но­сит­ся к под­ти­пу ка­рие­ра би­фур­ка­тив­но­го ти­па: род­ст­вен­ни­ки и свой­ст­вен­ни­ки обо­зна­ча­ют­ся об­щи­ми тер­ми­на­ми и на­блю­да­ет­ся слия­ние аль­тер­на­тив­ных по­ко­ле­ний (де­ды и вну­ки, баб­ки и внуч­ки, брат от­ца и де­ти се­стры). Сиб­лин­ги де­лят­ся по по­лу. По­сле смер­ти че­ло­ве­ка сжи­га­ет­ся его дом и иму­ще­ст­во; ра­нее хо­ро­ни­ли внут­ри жи­лищ. В изо­ли­ров. об­щи­нах со­хра­ня­ют­ся ини­циа­ции, изо­ля­ция де­ву­шек во вре­мя пер­вой мен­ст­руа­ции. Ша­ма­ны упот­реб­ля­ют гал­лю­ци­но­ген­ный на­пи­ток аяу­а­ска (Banisteriopsis caapi). Раз­ви­то ис­кус­ст­во пе­ния, тан­цы. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – ба­ра­ба­ны, флей­ты, в ри­туа­лах ис­поль­зу­ют гу­дел­ки. Ми­фо­ло­гич. сю­же­ты – о де­ми­ур­ге Та­со­рин­чи, о Ме­ся­це и Солн­це, жив­ших на зем­ле (Ме­сяц дал лю­дям куль­тур­ные рас­те­ния), и др.

С 1980-х гг. М. ут­ра­чи­ва­ют свои тер­ри­то­рии из-за до­бы­чи неф­ти и га­за в ниж­нем те­че­нии Уру­бам­бы. Часть ра­бо­та­ют по най­му в неф­тя­ных ком­па­ни­ях, за­ня­ты на ле­со­за­го­тов­ках. На­плыв ко­ло­ни­стов спо­соб­ст­ву­ет воз­ник­но­ве­нию кон­флик­тов ме­ж­ду М. и по­се­лен­ца­ми. Соз­да­ны об­ществ. ор­га­ни­за­ции M.: CECONAMA – Central de Comunidades Nativas Machi­guengas Juan Santos Atahuallpa (Цен­траль­ное управ­ле­ние на­ро­дов ма­чи­ген­га им. Хуа­на Сан­то­са Атау­аль­пы), COMARU – Consejo Machiguenga del Río Urubamba (Со­вет ма­чи­ген­га ре­ки Уру­бам­ба), FENAMAD – Federación Na­tiva del Río Madre de Dios y Afluentes (Фе­де­ра­ция ко­рен­ных на­ро­дов ре­ки Мад­ре-де-Дьос и её при­то­ков).

Лит.: Casevitz-Renard F.-M. Les Matsiguen­ga // Journal de la Société des Américanistes. 1972. Vol. 61. № 1; Baer G. Die Religion der Matsigenka, Ost-Peru. Basel, 1984; Johnson A., Johnson O. Time allocation among the Ma­chi­guenga of Shimaa. New Haven, 1987 [compu­ter disk]; Hornborg A. Dualism and hierarchy in lowland South America. Uppsala, 1988; Re­nard- Casevitz F.-M. Le banquet masqué: une my­tho­logie de l’étranger chez les indiens mat­si­guenga. P., 1991; Мунь­ис-Бе­са­да И. По­езд­ка к ин­дей­цам пе­ру­ан­ской Ама­зо­нии // Эт­но­гра­фи­че­ское обо­зре­ние. 1992. № 4; Johnson A. Families of the forest: the Matsigenka Indians of the Peruvian Amazon. Berk., 2003.

Вернуться к началу