Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРУА́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 295

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Берёзкин, Е. А. Ершова

АРУА́КИ, род­ст­вен­ные ин­дей­ские на­ро­ды груп­пы чиб­ча на се­ве­ро-вос­то­ке Ко­лум­бии. Жи­вут в го­рах Сьер­ра-Не­ва­да-де-Сан­та-Мар­та: ко­ги (са­мо­на­зва­ние), или ка­га­ба (са­мо­на­зва­ние – «лю­ди»), – на сев., зап. и вост. скло­нах (6 тыс. чел. – 2000, оцен­ка); их­ка («лю­ди»), ика, или бин­ту­куа, – на юж­ных (7 тыс. чел.); сан­ха, гуа­ма­ко, ма­лайо, или ма­ро­ка­се­ро (са­мо­на­зва­ние – ви­ва), – на юж. и вос­точ­ных (4 тыс. чел.); до сер. 20 в. бы­ли из­вест­ны так­же кан­куа­мо, или атан­ке, – около г. Атан­кес. Го­во­рят на язы­ках ко­ги, ика и гуа­ма­ко ару­ак­ской груп­пы чиб­чан­ских язы­ков. Рас­про­стра­нён так­же исп. яз. (осо­бен­но сре­ди муж­чин). 80% их­ка, 35% ко­ги и 40% сан­ха при­дер­жива­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний, ос­таль­ные в осн. ка­то­ли­ки, есть про­те­стан­ты (пя­ти­де­сят­ни­ки).

Индеец ихка.

До исп. за­вое­ва­ния А. жи­ли в пред­горь­ях и на по­бе­ре­жье Ка­риб­ско­го м., на­хо­ди­лись под влия­ни­ем и, ве­ро­ят­но, в по­ли­тич. за­ви­си­мо­сти от соз­да­те­лей куль­ту­ры тай­ро­на (по дру­гой вер­сии, А. – их по­том­ки). В хо­де исп. за­вое­ва­ния (16–17 вв.) от­тес­не­ны в го­ры. Бо­лее др. на­ро­дов Анд со­хра­ни­ли (осо­бен­но ко­ги) тра­диц. куль­ту­ру, ти­пич­ную для ин­дей­цев гор­ной Ко­лум­бии и юго-вос­то­ка Центр. Аме­ри­ки. Совр. А. за­ни­ма­ют­ся руч­ным зем­ле­де­ли­ем; ка­ж­дая се­мья име­ет уча­ст­ки в раз­ных вы­сот­ных поя­сах. У ко­ги со­хра­ни­лось круг­лое жи­ли­ще с ко­нич. кры­шей, опи­раю­щей­ся на 4 внутр. стол­ба, к ко­то­рым при­вя­зы­ва­ют­ся га­ма­ки; у др. А. рас­про­стра­не­ны пря­мо­уголь­ные до­ма. Б. ч. го­да жи­вут во врем. жи­ли­щах на по­лях. Брак до ро­ж­де­ния пер­во­го ре­бён­ка – мат­ри­ло­каль­ный, за­тем – нео­ло­каль­ный. Тра­диц. муж­ская и жен­ская оде­ж­да – длин­ные ру­ба­хи. Ко­ги со­хра­ня­ют до­маш­нее тка­че­ст­во из хлоп­ка (им за­ни­ма­ют­ся толь­ко муж­чи­ны). Жиз­нью об­щи­ны ру­ко­во­дит жрец (ма­ма, ма­мё), его ат­ри­бу­ты – тка­ная су­моч­ка для ко­ки и по­гре­муш­ка. В ка­ж­дом по­се­ле­нии есть храм, дос­туп в ко­то­рый раз­ре­шён толь­ко муж­чи­нам, – круг­лое зда­ние (в про­шлом – до 20 м диа­мет­ром) с дву­мя вхо­да­ми, от­вер­стие в кров­ле об­рам­ля­ет ро­зет­ка из жёр­до­чек, сим­во­ли­зи­рую­щая солн­це; час­ти хра­ма ото­жде­ст­в­ля­ют­ся с час­тя­ми Все­лен­ной. В ри­туа­лах ис­поль­зу­ет­ся ко­ка, план­та­ции ко­то­рой счи­та­ют­ся са­мым цен­ным дос­тоя­ни­ем се­мьи. Пан­те­он воз­глав­ля­ют вер­хов­ное жен­ское (у ко­ги) или муж­ское (у их­ка) бо­же­ст­во и 4 ле­ген­дар­ных ос­но­ва­те­ля жреч. ди­на­стий. С ми­фо­ло­гич. пер­со­на­жа­ми ото­жде­ст­в­ля­ют­ся гор­ные вер­ши­ны и озё­ра. Из­вест­ны ми­фы о пер­во­пред­ках и др. За­мет­ны мо­ти­вы ме­зо­аме­ри­кан­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния (ка­лен­дар­ные цик­лы по 20 дней, ас­со­циа­ция стран све­та с оп­ре­де­лён­ны­ми цве­та­ми, пред­став­ле­ние о ре­ке слёз на пу­ти в мир мёрт­вых и др.; ра­нее су­ще­ст­во­ва­ли че­ло­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния солн­цу).

На куль­ту­ру А. уси­ли­ва­ет­ся влия­ние бе­лых ко­ло­ни­стов, нар­ко­дель­цов и др. Груп­пы А., пы­таю­щие­ся со­хра­нить тра­диц. об­раз жиз­ни, вра­ж­деб­но встре­ча­ют по­пыт­ки не­ин­дей­цев вме­ши­вать­ся в их де­ла, осо­бен­но в ре­лиг. сфе­ру. Часть ко­ги в труд­но­дос­туп­ных гор­ных рай­онах с 1990-х гг. из­бе­га­ет кон­так­тов с не­индей­ца­ми.

Лит.: Constela Umaña A. U. Clasificación le­xicoestadística de las lenguas de la familia chibcha // Estudios de lingüística chibcha. 1985. Vol. 4. P. 155–197; Reichel-Dolmatoff G. Los Kogi. Bogotá, 1985. Vol. 1–2; idem. Los Ika. Bogotá, 1991; Zuidema T. The Tairona of Ancient Colombia // The Ancient Americas: art from sacred landscapes. Chi., 1992.

Вернуться к началу