О́БЩЕСТВА ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИ́ТЕЛЬНЫЕ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́БЩЕСТВА ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИ́ТЕЛЬНЫЕ в России, общественные организации в области образования. До 1917 действовали общества просветительные, содействовавшие развитию образования в целом; научно-педагогические, разрабатывавшие вопросы теории и школьной практики; проф. учительские организации, способствовавшие объединению учителей, защите их юридич. и гражд. прав, повышению их проф. подготовки. Наиболее распространёнными были благотворит. общества вспомоществования учащимся и взаимопомощи учителей. Они создавались при отд. учебных заведениях или как самостоят. организации, распространявшие свою деятельность на отд. группы населения или регионы [Об-во поощрения образования в Самаре (1886), Нижегородское об-во поощрения высшего образования (1894) и др.]. В кон. 19 в., по данным Мин-ва нар. просвещения (МНП), насчитывалось 193 таких общества (111 – по оказанию помощи учащимся, 47 – общества взаимопомощи учителей и 35 – собственно просветительные). В 1900 разл. благотворит. организации содержали св. 1,3 тыс. учреждений для призрения и воспитания детей, св. 930 заведений «дешёвого и бесплатного обучения» и 45 учреждений лечебной помощи детям. Первыми наиболее значит. просветительными организациями были К-т грамотности при Московском обществе сельского хозяйства, основанный в 1845, но развернувший систематич. деятельность с 1859, С.-Петерб. к-т грамотности при Вольном экономическом обществе (1861). Комитеты занимались изданием и распространением учебной лит-ры, составлением библиографич. списков, статистикой нар. образования, создавали воскресные и вечерние школы для взрослых и пр. К 1890-м гг. Моск. и С.-Петерб. комитеты грамотности превратились в общероссийские педагогич. и обществ. центры. В 1896 они преобразованы в об-ва грамотности и переданы в ведение МНП; выработанные правительством «нормальные» (типовые) уставы просветительных обществ регламентировали их деятельность. Получила известность и деятельность Об-ва распространения начального образования в Нижегородской губ. (1872), Томского об-ва попечения о начальном образовании (1882), усилиями которого были открыты десятки начальных школ, ремесленных и проф. училищ, вечерних и воскресных школ, классов и курсов. Основанный Харьковским об-вом распространения в народе грамотности Народный дом (1903) послужил примером для создания ряда подобных учреждений в разл. городах России. В годы Революции 1905–07 число педагогич. и просветит. организаций достигло 200, среди проф. учительских обществ выделялся Всерос. союз учителей и деятелей по нар. образованию (1905; с 1917 Всероссийский учительский союз).
Широкое распространение получили нац. просветительные общества: Об-во распространения грамотности среди грузин (1879), Об-во распространения образования и технич. знаний среди горцев Терской обл. (1882), укр. «Просвиты» (1868) в Киеве, Одессе, Херсоне, Чернигове и др. городах, литов. католич. об-во «Сауле» («Солнце», 1906) в Ковенской губ. и др.
Создавались общества содействия женскому образованию: Об-во воспитательниц и учительниц в Москве (1870), Об-во попечительства о женском образовании в Екатеринославе (1870), Об-во распространения практич. знаний между образованными женщинами в Москве (1872), Об-во содействия женскому с.-х. образованию в С.-Петербурге (1899; имело отделения и в др. городах) и др.
С целью развития проф. образования в России создавались общества, пропагандировавшие технич., с.-х., коммерч. и др. специальные знания. Русское техническое общество (1866) с учреждённой при нём в 1868 Постоянной комиссией по технич. образованию и Московское общество распространения технических знаний (1869) с его Учебным отделом (1871) оказали заметное влияние не только на развитие технического, но и общего образования. Роль общественных науч.-педагогич. центров играли С.-Петерб. педагогич. собрание (1859; организаторы Н. И. Пирогов, П. Г. Редкин, К. Д. Ушинский; с 1869 Педагогич. об-во), Педагогич. музей Гл. управления военно-учебных заведений (1864). В кон. 1890-х – нач. 1900-х гг. образованы Педагогич. об-во вспомоществования педагогам в С.-Петербурге (1892), Педагогическое общество при Моск. ун-те (1898), педагогич. об-ва в Казани и Одессе (1900), Орле (1902), Риге (1907), Томске (1910). Широкое распространение получили разл. обществ.-педагогич., семейно-педагогич. и др. кружки (открывались совместными усилиями педагогов, родителей, местной интеллигенции). Созданные при них секции и комиссии – по дошкольному воспитанию, физич., эстетич. и нравств. развитию детей, по вопросам начальной и средней школы, методике преподавания отд. предметов, а также по организации детских колоний и оздоровительных площадок и т. п. – вели интенсивную общественно-просветительную, а иногда и исследовательскую деятельность. После критики в печати гимназич. устава 1871 МНП учредило в С.-Петербурге Об-во классич. филологии и педагогики (1874) с отделениями в Москве, Казани, Киеве и др. городах. Офиц. поддержкой пользовались также некоторые др. педагогич. организации: Об-во улучшения средней школы в С.-Петербурге (1906), Педагогич. об-во в Киеве (1907; открыто вместо запрещённого Киевского педагогич. об-ва). Общества дифференцировались и по отраслям образования и педагогики: Фребелевские об-ва содействия первоначальному воспитанию в С.-Петербурге (1871) и Киеве (1872); Киевское об-во народных детских садов (1907), С.-Петерб. (1908) и Нижегородское (1912) об-ва содействия дошкольному воспитанию, об-ва по физич. воспитанию и развитию в Одессе (1893), Москве и Томске (оба – 1895), Херсоне (1896), Оренбурге (1897) и др. Вопросы школьной гигиены разрабатывала спец. секция в Рус. об-ве охранения народного здравия (1877; имело до 20 отделений в разных городах). Об-во эксперим. педагогики в С.-Петербурге (1909) координировало деятельность разл. лабораторий, кабинетов, кружков, комиссий и отделов; провело три Всерос. съезда по эксперим. педагогике (1910, 1913, 1916). Впервые вопрос об объединении всех просветительных и педагогич. обществ России поставила Лига образования в С.-Петербурге. В 1915 по решению 2-го Всерос. съезда учительских обществ взаимопомощи было основано Всерос. педагогич. об-во, объединившее организации учителей и ставшее организац. и идейным центром Всерос. учительского союза.
В СССP первым крупным педагогич. объединением стало Об-во педагогов-марксистов, созданное при Коммунистич. академии по постановлению ЦК ВКП(б) в 1929 (действовало до 1935); имело филиалы в Ленинграде, Горьком, Воронеже, Саратове, Иванове и др. областных центрах. Среди учредителей были Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Бубнов, Я. Б. Гамарник, M. H. Покровский, Н. А. Семашко, С. Т. Шацкий, М. М. Пистрак, М. С. Эпштейн, Л. Р. Менжинская, Н. И. Стриевская. Об-во занималось активной пропагандистской деятельностью, проводило дискуссии, разрабатывало программы по изучению марксизма в учительских кружках и др. До кон. 1950-х гг. в стране не создавалось офиц. педагогич. обществ. организаций. В 1960 по постановлению СМ РСФСР создана добровольная науч.-педагогич. организация – Педагогич. об-во РСФСР (с 1993 Педагогич. об-во России). Членами об-ва являются учителя, воспитатели, преподаватели вузов (индивидуальные члены), а также учебные заведения и др. организации (коллективные члены). Об-во изучает и распространяет передовой педагогич. опыт, проводит конференции, семинары и др. мероприятия. С кон. 1980-х гг. создаются обществ. педагогич. и просветительные ассоциации, фонды и объединения по разл. проблемам образования и педагогики: Ассоциация Монтессори-педагогов России, Ассоциация педагогов дошкольного образования, Ассоциация вальдорфских школ России, Ассоциация педагогов-исследователей, Содружество педагогов вальдорфских детских садов и др.