ПЕДАГОГИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО при Московском университете, одно из крупнейших научно-педагогич. и просветительных обществ в России. Создано в 1898 по инициативе П. Г. Виноградова группой профессоров Моск. ун-та (85 чел.). Фактически заняло место Моск. к-та грамотности, закрытого Мин-вом нар. просвещения в 1896. Председатели совета П. о.: Виноградов (1898–1902), Н. А. Умов (1902–03), К. А. Андреев (1903–04). Членами об-ва были гл. обр. учителя начальных и средних школ, директора, начальницы и инспектора средних учебных заведений Москвы (всего 568 чел. в 1898, 1158 чел. в 1901, 1663 чел. в 1903). Состояло из отделений: рус. яз. и словесности (пред. – С. Г. Смирнов), истории (С. П. Моравский), естеств. наук (М. П. Варрава), географии (Д. Н. Анучин), математики (Б. К. Млодзеевский), физико-химич. наук (Умов), новых языков (Р. Ф. Брандт), по начальным училищам (О. П. Герасимов), по семейному воспитанию (Д. Д. Галанин), религ.-нравств. образования и воспитания (Н. А. Елеонский).
Об-во предложило упразднить «классицизм» (преобладание в учебном курсе лат. и др.-греч. языков) в гимназиях (осуществлено в 1901–03), установить преемственность начальной и средней школы, разработало проект реорганизации гор. училищ по Положению 1872 (его осн. идеи реализованы в законе о высших начальных училищах 1912), выступило с идеями создания организаций родителей учащихся – попечительств о средней школе (осуществлено в 1905–06 при создании родительских комитетов) и введения коллегиальных попечительств с участием крестьян и представителей земств при начальных училищах (разрешено в 1907). Образовало комиссию для разработки проекта об упрощении рус. орфографии (1899), выступило с ходатайством об образовании такой комиссии при Мин-ве нар. просвещения (создана при Петерб. АН в 1904).
Комиссия П. о. по устройству общеобразоват. экскурсий (пред. – А. М. Миронов) выступила одним из пионеров в организации учебных экскурсий для учащихся в России, с 1902 – и для учителей. Комиссия по устройству чтений для учащихся (А. Д. Алфёров) проводила науч. лекции. С 1901 об-во устраивало циклы публичных лекций в Моск. ун-те, в 1902 для этого было создано Лекционное бюро (С. Г. Смирнов). В 1903 в гимназии им. Г. П. Шелапутина открыт постоянный отдел Педагогич. музея Педагогического общества.
С началом «Банкетной кампании» 1904 П. о. стало одним из центров оппозиции в Москве. Его возглавил приват-доцент Н. А. Рожков; из состава об-ва вышла большая группа профессоров – Ф. Е. Корш, А. П. Лебедев, Л. М. Лопатин, М. К. Любавский, М. А. Мензбир, кн. С. Н. Трубецкой, Н. А. Умов, И. В. Цветаев и др. П. о. выдвинуло программу реформ в области просвещения, ставшую платформой педагогич. движения: среди них – передача школ в руки самоуправляющихся корпораций педагогов, замена адм. надзора за учебными заведениями обществ. контролем, явочный порядок организации учреждений образования и просвещения, отмена прав и привилегий (льгот по воинской повинности и др.) для выпускников средних учебных заведений, введение в них совместного обучения мальчиков и девочек. С марта 1905 призывало педагогов поддержать участников школьных беспорядков. В заседаниях об-ва участвовали неск. сотен учащихся, студентов и рабочих, несмотря на запрет публичных общих собраний. В апреле общие собрания запрещены министром внутр. дел; расследование деятельности П. о., предпринятое по требованию имп. Николая II, окончилось безрезультатно. Закрыто по постановлению СМ от 31.7(13.8).1907 после того, как выразило резкий протест против восстановления переводных экзаменов в гимназиях (несмотря на запрет моск. генерал-губернатора касаться этого вопроса). Педагогич. музей об-ва передан Учебному отделу Общества распространения технических знаний.