Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НОЛЬ ГЕРМАН

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 273

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НОЛЬ (Nohl) Гер­ман (7.10.1879, Бер­лин – 27.9.1960, Гёт­тин­ген), нем. фи­ло­соф и тео­ре­тик пе­да­го­ги­ки. В 1898–1904 учил­ся в Бер­лин­ском ун-те, в ча­ст­но­сти у В. Диль­тея. С 1908 пре­по­да­вал в Йен­ском ун-те. В 1920–37 и 1945–49 проф. Гёт­тин­ген­ско­го ун-та. На­ря­ду с Э. Шпран­ге­ром и Т. Лит­том, ве­ду­щий пред­ста­ви­тель т. н. уни­вер­си­тет­ской пе­да­го­ги­ки. Один из ини­циа­то­ров и тео­ре­тик дви­же­ния ре­фор­ма­тор­ской пе­да­го­ги­ки в Вей­мар­ской рес­пуб­ли­ке. Эс­те­тич. и этич. про­бле­мы ис­тол­ко­вы­вал в ду­хе фи­ло­со­фии жиз­ни Диль­тея (пе­ре­жи­ва­ние как ос­но­ва ми­ро­со­зер­ца­ния, ти­пы ко­то­ро­го оп­ре­де­ля­ют и ти­пы ху­дож. вы­ра­же­ния). Раз­ра­ба­ты­вая про­бле­мы со­ци­аль­ной пе­да­го­ги­ки, под­чёр­ки­вал ми­ро­воз­зренч. и ис­то­рич. обу­слов­лен­ность об­ра­зо­ва­ния, ана­ли­зи­ро­вал его фор­мы (са­мо­об­ра­зо­ва­ние, иг­ра и т. д.); вы­сту­пал за рас­шире­ние жен­ско­го об­ра­зо­ва­ния. Ока­зал зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие пе­да­го­ги­ки в ФРГ. Из­да­тель пе­да­го­гич. эн­цик­ло­педии (совм. с Л. Пал­ла­том, «Hand­buch der Päda­go­gik», Bd 1–5, 1928–33) и ру­ко­пис­ных ра­бот мо­ло­до­го Г. В. Ф. Ге­ге­ля («Hegels theologische Jugend­schrif­ten», 1907).

Соч.: Stil und Weltanschauung. Jena, 1920; Die sittlichen Grunderfahrungen. Eine Ein­führung in die Ethik. 3. Aufl. Fr./M., 1949; Die pädagogische Aufgabe der Gegen­wart. 4. Aufl. Fr./M., 1957; Aufgaben und Wege der So­zialpäda­gogik. Fr./M., 1965; Charakter und Schicksal. 7. Aufl. Fr./M., 1970; Ästhetische Wirklichkeit. 4. Aufl. Fr./M., 1973; Einführung in die Philosophie. 9. Aufl. Fr./M., 1998; Die pädago­gische Bewegung in Deutschland und ihre Theo­rie. 11. Aufl. Fr./M., 2002.

Лит.: Blochmann E. H. Nohl in der pädagogi­schen Bewegung seiner Zeit. Gött., [1969]; Kli­ka D. H. Nohl: sein «Pädagogischer Bezug» in Theorie, Biographie und Handlungspraxis. Köln u. a., 2000.

Вернуться к началу