МЕ́ДИАОБРАЗОВА́НИЕ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕ́ДИАОБРАЗОВА́НИЕ, 1) процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) в целях формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критич. мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, а также обучения разл. формам самовыражения при помощи медиатехники, обретения медиаграмотности. Концепция М. восходит к идеям Г. М. Мак-Люэна, сформулировавшего принцип «Средство передачи сообщения и есть содержание сообщения». Значит. влияние на формирование терминологии, теории и методики М. оказал брит. учёный Л. Мастерман, считающий, что цель М. заключается не только в воспитании критич. мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров, но и «критической автономии». Осн. направления М.: подготовка будущих профессионалов в области массовой коммуникации – журналистов, редакторов, режиссёров, продюсеров, актёров, операторов и др., а также будущих педагогов; составная часть общего образования школьников и студентов; обучение в учреждениях дополнит. образования и досуговых центрах; дистанционное образование с помощью медиасредств; самостоятельное (непрерывное) М. (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека).
Позитивным результатом М. следует считать медиакомпетентность личности – совокупность её мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критич. анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в разл. видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме.
С 2000 действует Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», цель которой – междунар. обсуждение правовых, этических и социальных аспектов информац. общества и общества знаний, проблематики совершенствования доступа к информации и её сохранения.
2) В педагогике – медиапедагогика – наука о М., медиаграмотности и медиакомпетентности, раскрывающая закономерности развития личности в процессе М. Сложилась и определённая система осн. терминов, которыми оперируют специалисты в области медиа. Вместе с тем здесь не существует единой, принятой во всех странах мира, терминологии. Напр., во многих англоязычных странах термин «медиаобразование» заменяется аналогом – «медиаграмотность». Однако последний термин, как правило, не употребляется во франкофонных (l’education aux medias – медиаобразование), испаноязычных (education para los medios – медиаобразование) или германоязычных (medienpadagogic – медиапедагогика) государствах.
В России М. стало активно развиваться с 1920-х гг. в виде движения ОДСК (Об-ва друзей советского кино), киноклубов, любительских кино- и фотостудий, школьной прессы и т. д. Теория и практика М. (на материале кинематографа, прессы, фотографии, телевидения, Интернета и т. д.) разрабатывались О. А. Барановым, И. В. Вайсфельдом, Л. С. Зазнобиной, И. С. Левшиной, О. Ф. Нечай, С. Н. Пензиным, Г. А. Поличко, А. В. Спичкиным, А. В. Фёдоровым, Ю. Н. Усовым, А. В. Шариковым и др. специалистами по теории и практике в области М. Рос. медиапедагогов объединяет Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России (основана в 1967 как Совет по кинообразованию при Союзе кинематографистов СССР; с 1988 совр. назв.).