CПРО́СА ПАРАДО́КСЫ
-
Рубрика: Экономика
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
CПРО́СА ПАРАДО́КСЫ (Веблена эффект), увеличение спроса на некоторые дорогостоящие товары со стороны отдельных категорий потребителей при росте цен. С. п. наблюдается при отсутствии ограничений клиента по платёжеспособности. Описаны Т. Вебленом в кн. «Теория праздного класса» (1899). Нерациональное с позиций классич. теории спроса экономич. поведение объясняется приверженностью конкретной торговой марке, формированием (с помощью рекламы) групп ценителей определённых брендов и статусных товаров. Иногда увеличение спроса на подорожавший товар можно объяснить убеждённостью потребителя в том, что рост цены отражает улучшение качества товара. С. п. может стать реакцией потребителя на предположение о том, что рост цены связан с сокращением производства и возможным товарным дефицитом.
Лит.: Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Вехи экономической мысли. СПб., 1999. Т. 1; Бункина М. К., Семенов А. М. Экономический человек: В помощь изучающим экономику, психологию, менеджмент. М., 2000; Веблен Т. Теория праздного класса. 4-е изд. М., 2011.