КОНДРА́ТЬЕВА ЦИ́КЛЫ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНДРА́ТЬЕВА ЦИ́КЛЫ, большие суперциклы, длинные волны, постоянные синусоидальные циклы в мировой экономике; концепция больших циклов конъюнктуры или длинных волн экономич. динамики, разработанная Н. Д. Кондратьевым в 1920-х гг. Эта концепция вошла в мировую экономич. науку под назв. волн Кондратьева или К-волн (Kondratiev waves, K-waves).
Рассматривая большие циклы конъюнктуры, Н. Д. Кондратьев основывал свои выводы на анализе, проведённом самыми современными в то время методами, прежде всего экономико-математическими, и на обработке большого массива статистич. данных по осн. макроэкономич. показателям (динамике цен, заработной плате, ссудном проценте, показателям внешней торговли и т. д.) за 1780–1920-е гг. по ведущим нац. экономикам (Великобритания, Германия, Франция, США) и мировой экономике в целом. Его исследования данных о курсе гос. фондовых бумаг подтвердили наличие больших циклов в движении процента на капитал, периоды которых близки с соответствующими периодами движения товарных цен.
По Н. Д. Кондратьеву, экономич. динамика предстаёт как полицикличная, т. к. циклы разл. длительности накладываются друг на друга. Волнообразные движения – это процесс отклонений от состояния равновесия, к которому стремится рыночная экономика; существует несколько равновесных состояний и, соответственно, возможность нескольких типов колебательных движений. Он назвал их равновесиями «первого, второго и третьего порядков», отклонения от которых порождают соответственно малые, средние и большие (длинные волны конъюнктуры) циклы. Периодически нарушаемое равновесие третьего порядка связано с осн. капитальными благами, которые функционируют десятки лет и требуют значит. времени и огромных затрат на их произ-во: пром. здания, постройки, сооружения, подготовка квалифициров. рабочей силы. Возникает необходимость их обновления, которое отражает достижения науч.-технич. прогресса и происходит не плавно, а толчками и является материальной основой больших циклов конъюнктуры. В процессе развития цикла сам уровень равновесия, изменяясь, переходит на иную, как правило, более высокую ступень. Учёный признавал, что считать доказанным наличие таких циклов нельзя, но вероятность их существования велика. В своей теоретич. модели развития фаз больших циклов Кондратьев показывал, что динамика больших циклов обладает внутр. закономерностью, а их ритм есть отражение ритма в процессе расширения осн. капитальных благ общества. Этот процесс расширения ритмичен потому, что он связан с процессом накопления и инвестирования капитала и, протекая в конкретных условиях, не может развиваться непрерывно в одном и том же темпе. Большие циклы рассматриваются как нарушение и восстановление экономич. равновесия длительного периода; их осн. причина лежит в механизме накопления, аккумулирования и рассеяния капитала, достаточного для создания новых производительных сил, а действие этой осн. причины усиливается действием вторичных факторов.
Н. Д. Кондратьев вывел четыре «эмпирические правильности» больших циклов. Перед началом повышательной волны каждого большого цикла наблюдаются глубокие изменения техники произ-ва и обмена, которым, в свою очередь, предшествуют крупнейшие технич. изобретения и открытия (1). Периоды повышательных волн больших циклов, как правило, значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества (2). Понижательные волны этих циклов сопровождаются длительной депрессией с. х-ва (3). Средние циклы как бы нанизываются на волны больших циклов, поэтому характер фазы последнего не может не отражаться на ходе средних циклов (4). Если у долгосрочного цикла повышательная волна, то кризисные фазы среднего цикла будут более короткими и менее глубокими, а фазы подъёма более значительными; при понижательной волне большого цикла характеристики фаз среднего цикла будут иметь противоположные свойства.
В отеч. лит-ре считается, что Н. Д. Кондратьев создал первую систематич. концепцию долговременных колебаний в экономике, носящих эндогенный характер. Теория больших циклов конъюнктуры как бы включала в себя экономич. циклы иной длины, с их фазами подъёма, кризиса и депрессии. Эта идея актуализировалась на рубеже 20–21 вв., когда появилась серия работ о соотношениях и взаимосвязях разл. циклов. Периодизация фаз большого цикла остаётся спорной проблемой, как и их длина. Так, амер. экономисты – представители Бронсонского ин-та полагают, что в 20 в. продолжительность К. ц. увеличилась не менее чем на 10 лет. Начало первых трёх К-циклов связано со следующей инновац. базой: 1790-е гг. – изобретение хлопкоочистительной машины и развитие текстильной пром-сти, 1840-е гг. – строительство железных дорог и произ-во стали, 1890-е гг. – произ-во автомобилей, нефти и электричества. Среди экономистов, разделяющих теорию длинных волн в рамках эволюционной экономики, развитие которой основывается на инновац. базе, нет единого мнения о начале и окончании конкретного цикла. Большинство зап. теоретиков циклов разделяют парадигму «Шумпетера – Фримана – Перес», считающуюся дальнейшим развитием теории волн Кондратьева, о пяти больших волнах с начала пром. революции и наступлении эры шестой волны: пром. революция (1771), эра пара и железной дороги (1829), эра стали, электричества и тяжёлого машиностроения (1875), эра нефти, автомобилей и массового произ-ва (1908), эра информации и телекоммуникаций (1971). Вступление мировой экономики в пятый цикл, связанный с развитием и эксплуатацией информац. технологий, датируют также 1950-ми гг. Наступление шестого цикла связывают с такой инновац. базой, как совр. биотехнологии и психосоциальное здоровье. До нач. 21 в. в экономич. исследованиях циклов в условиях возрастания роли мировых коммуникаций мало использовался фактор ментального и социального потенциала.
В концепции больших циклов конъюнктуры значит. место занимает теория предвидения будущего, которая, по Н. Д. Кондратьеву, базируется на анализе и учёте закономерностей статики, цикличной динамики и социально-экономич. генетики. Исходя из этой концепции, Кондратьев внёс большой вклад в теорию планирования и построения прогнозов: прогноз строится с учётом динамич. закономерностей развития, а план обосновывается таким прогнозом. Взгляды Кондратьева на теорию прогноза и планирования отрицались в отеч. экономич. науке даже в 1-й пол. 1980-х гг., т. к. была не понята высокая степень эвристичности идей учёного. Только в 1984 в работах С. М. Меньшикова и Ю. В. Яковца была дана положительная оценка теории больших циклов Кондратьева.
Проблема долговременной периодичности, исследовавшаяся экономистами с сер. 19 в., разрабатывалась Н. Д. Кондратьевым для создания универсальной, всеохватывающей концепции циклических колебаний, позволяющей строить долгосрочные и краткосрочные экономич. прогнозы. Поэтому его идеи о длинных волнах стали особенно востребованы во 2-й пол. 20 в. по мере роста глобализации мировой экономики и важности учёта долгосрочных тенденций развития, в т. ч. в историч. глобалистике. Длинные волны Кондратьева, согласно теории амер. леворадикального теоретика И. Валлерстайна, диктуют один ритм всем странам совр. системы «миро-экономики» (World-System).
К. ц. относятся к разл. сферам: экономич., научно-технич., социокультурной, гос.-политической и т. д., поэтому неизбежно их взаимодействие. Уделяя особое внимание протяжённости общества в пространстве, Н. Д. Кондратьев подчёркивал, что социальные явления в своей основе имеют черты стихийности и подвержены такой же естественной закономерности, как экономич. цикличность развития. К. ц. характеризуют не только экономич., но и социально-политич. динамику. В исследовании циклов к определению конъюнктуры Кондратьев подходил на основе понятий экономич. статики, как концепции равновесия взаимно связанных между собой элементов действительности, и динамики, как концепции процесса изменений экономич. элементов и их связей, подчёркивая, что эволюционные динамич. процессы неповторимы (необратимы), а волнообразные – повторимы (обратимы).
Идеи Н. Д. Кондратьева были развиты в 1930-х гг. Й. Шумпетером, который первым ввёл в мировую экономич. лит-ру понятие К. ц. (К-циклов). Он выдвинул гипотезу существования очень длительных макроэкономич. и ценовых циклов, продолжительность которых была первоначально оценена в 50–54 года, и назвал их циклами Кондратьева. Каждый К. ц. Шумпетер увязал с волной инноваций. По мнению Кондратьева, капитализм с 1790 совершил лишь два полных цикла экономич. роста и спада, а третий цикл возник в нач. 1900-х гг.; по мнению Шумпетера, каждый из этих циклов был связан с существенно новыми инновациями, влияющими на труд, что в свою очередь повысило занятость. О существовании 50–60-летних циклов писали в 1910-х гг. голл. экономисты Я. ван Гелдерен и С. де Вольф, но их работа была переведена на др. языки и стала широко известна лишь в кон. 20 в.
Теория Н. Д. Кондратьева остаётся в центре дискуссий, её подвергают критике, развивают осн. идеи и положения. Самый большой интерес связан с проблемой соотношения циклов, взаимодействие которых приводит, по мнению ряда исследователей, к аддитивному эффекту. Так, с 1950 систему показателей экономич. подъёмов и спадов разрабатывает Исследовательский ин-т экономич. цикла (Economic Cycle Research Institute), основанный Дж. Муром. Амер. экономистом Р. Бронсоном была предложена BAAC-модель (Bronson Asset Allocation Cycle), отражающая взаимодействие между классич. бизнес-циклами и циклами рынка ценных бумаг. Одни амер. экономисты связывают удлинение продолжительности цикла Кондратьева в совр. условиях с наступлением новой эры экономич. политики после создания в 1913 Федеральной резервной системы США, а другие – с совр. экономикой, развивающейся после кризиса 1929–33. Некоторые исследователи (напр., М. Александер) связывают продолжительность К-цикла с длиной биологич. поколений (2 поколения = 50 лет). Голл. экономист Я. ван Дейн (1983) рассмотрел взаимосвязь цикличных колебаний изобретений, инвестиций, цен и подтвердил наличие К. ц. Если в отношении технич. инноваций К. ц. сохраняют своё значение, то более качественное моделирование в макроэкономич. истории, осуществлённое в два последних десятилетия 20 в., выявило, по мнению ряда учёных (С. Солому, 1987), недостатки концепции циклов.
В совр. экономич. науке волны Кондратьева как бы замыкают серию экономич. волн (циклов) разл. длины: 3–5-летние инвестиц. волны Дж. Китчина, 8–12-летние инвестиции в основной капитал (т. н. среднесрочные циклы) К. Маркса, К. Жюглара, 15–25-летние С. Кузнеца, ≈ 30-летние Р. Бронсона и 40–50- или 45–64-летние Кондратьева. Проводятся исследования по уточнению их продолжительности и соотношениям: так, 4 Китчина цикла составляют один цикл Кузнеца, 16 Китчина циклов – один цикл Кондратьева и т. д. В центре совр. анализа циклич. колебаний (последняя четв. 20 – нач. 21 вв.) находятся базисные инновации, новые теории, крупные изобретения, цены и инвестиции.