КИБЕРНЕ́ТИКА ЭКОНОМИ́ЧЕСКАЯ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИБЕРНЕ́ТИКА ЭКОНОМИ́ЧЕСКАЯ, область науки, изучающая движение информации в экономике и её влияние на экономич. процессы; является приложением общих идей кибернетики и теории систем к экономич. системам. К. э. возникла на стыке математики и кибернетики с экономикой, включая математическое программирование, исследование операций, экономико-математические модели, эконометрику и математическую экономию. Объект К. э. – экономика в целом и идущие в ней процессы; предмет – информац. аспект экономики и экономич. процессов; методы – моделирование и системный анализ.
Гл. элементы К. э.: 1) системный анализ; 2) сложные системы, иерархические системы, иерархия моделей; 3) управление в иерархич. системах; 4) согласование целей в иерархич. системах; графы целей; 5) информация и энтропия; 6) оптимизация потоков информации в задачах управления; 7) контроль и управление в организац. системах; 8) задачи классификации; 9) комплексная оценка системы и оценки подсистем, интегральные оценки; 10) кибернетич. модели социальных и экономич. систем.
К. э. состоит из трёх осн. разделов: теории экономич. систем, теории экономич. информации и теории управляющих систем в экономике. Экономические системы трактуются в К. э. как системы, включающие следующие подсистемы: производственную, или ресурсно-технологическую; институциональную, или организационно-управленческую; социальную. Их общность и интеграция в единую экономич. систему с точки зрения К. э. обеспечивается осуществляющимися в них процессами произ-ва и преобразования информации в форме принятия решений отд. субъектами, действующими в экономике. Экономич. системы, состоящие из названных подсистем, являются саморазвивающимися. Внутр. источником развития выступают интересы и цели индивидов как неотъемлемые элементы любой экономич. системы. Направленность и характер развития системы определяются её социально-экономич. генотипом – информац. механизмом, обеспечивающим воспроизводство осн. свойств системы, обусловливающих её качественное своеобразие. При анализе экономич. систем в К. э. применяется принцип двойственного рассмотрения, в соответствии с которым любую систему следует трактовать как относительно обособленную систему, имеющую собств. цели, и как подсистему более широкой надсистемы, т. е. она должна удовлетворять предъявляемые к ней требования.
Разнообразные факторы, влияющие на экономику и экономич. процессы, с разной полнотой учитываются субъектами при принятии решений, а сам процесс принятия решений трактуется как деятельность, сопряжённая с расходованием ограниченных ресурсов. В этом плане К. э. близка к экономич. теории трансакционных издержек и разделяет концепцию ограниченной рациональности, хотя в ней на начальных стадиях её становления эти понятия и не использовались.
По характеру движения информации экономич. системы подразделяются на децентрализованные (рыночные) и централизованные (планируемые). В децентрализованных системах поиск состояния равновесия происходит за счёт согласования решений, принимаемых продавцами и покупателями в ходе заключения сделок. Сами решения опираются на информацию, собираемую участниками сделок. Распределение ресурсов между субъектами сделок определяет общие пропорции распределения ресурсов в экономич. системах. Пример децентрализованных систем – нац. экономики.
В централизованных системах распределение ресурсов – следствие решений, принимаемых планирующим и управляющим центром, которому для принятия таких решений необходимо собрать и переработать информацию о производств. возможностях непосредственных пользователей ресурсов. Поскольку предоставление точной информации о таких возможностях может означать для пользователя установление напряжённых производств. заданий, у исполнителей всегда есть стимулы к искажению информации, предоставлению в управляющий центр заниженных сведений о своих возможностях. Примеры централизов. систем – фирмы, корпорации, предприятия.
Теория экономической информации, как часть К. э., исследует все осн. аспекты информации, обращающейся в экономич. системах: знаковые формы её представления – экономич. показатели, семантику экономич. показателей, их соотношение с измеряемыми процессами и явлениями, направления их использования в процессах принятия решений. Важное направление в теории экономич. информации – компьютеризация процессов сбора и обработки данных, оптимизация этих процессов как по смысловым, так и по экономич. параметрам.
Теория управляющих систем в экономике исследует процессы принятия решений на всех их стадиях, от осознания проблемной ситуации до выработки (выбора) конкретного решения. Изучаются организац. структуры управляющих систем, технологии принятия решений, их информац. обеспечение, критерии оптимальности и эффективности принятия решений, а также методы принятия решений – от строгих математических до эвристических и интуитивных.
В качестве самостоят. науч. направления К. э. появилась в кон. 1950-х гг. как приложение общих идей новой науки кибернетики к экономич. системам. На примере экономич. процессов иллюстрировались такие понятия, как управление, обратная связь, регулирование, самоорганизующиеся системы. Термин «К. э.» появился почти одновременно в трудах В. С. Немчинова, польских учёных О. Ланге и Г. Греневского, англ. учёного С. Бира. Теоретич. основы К. э. нашли прикладное воплощение в экономико-математич. методах и моделях. На первых этапах, т. е. в 1960–70-е гг., их построение опиралось на представление о том, что любую экономич. систему – предприятие, рынок, гос. финансы – можно описать рядом количественных показателей и установить математич. взаимосвязи между ними в соответствии с информац. потоками между подсистемами или элементами описываемой экономич. системы. Постановка и решение таких задач применялись и для прогнозирования динамики экономич. систем, и для оптимизации их внутр. структуры, и для выявления ключевых факторов, определяющих логику развития данной системы.
Развитие К. э. совпало по времени с возникновением и совершенствованием ЭВМ, возможности которых наращивались исключительно быстро. Поэтому успех применения подобных методов проявлялся там, где удавалось довольно адекватными показателями описать системы с высоким разнообразием и большим количеством существенных параметров. Широкое распространение получили оптимизационные подходы, разработки по построению балансовых систем моделей, каждая из которых описывает отд. экономич. подсистемы. Убеждённость в том, что можно построить и решить любую по сложности оптимизационную задачу, привела к созданию таких теорий, как система оптимального функционирования экономики (СОФЭ).
В то же время с использованием экономико-математич. методов росло и понимание неточности любых количественных измерений и критериев оптимизации экономич. задач. В силу этого с 1970–1980-х гг. всё большее развитие стали приобретать эконометрич. методы (ставящие своей задачей получение достоверных параметров структуры и динамики экономич. систем на базе наблюдаемых статистич. измерений); игровые, имитационные и экспертные модели (строящиеся как человекомашинные процедуры), институциональные подходы (описывающие эволюцию социально-экономич. систем в зависимости от установления формальных и неформальных правил поведения экономич. субъектов).
За годы, прошедшие с момента возникновения, К. э. существенно дифференцировалась на множество самостоят. направлений: системы искусственного интеллекта для поддержки бизнес-решений, теория проектирования экономич. механизмов (конкурсов, аукционов и т. п.) и организаций, исследования рынков информации, менеджмент знаний. Однако несмотря на всё разнообразие названных направлений, в их основе лежат положения о движении информации в экономике, сформулированные в рамках экономич. кибернетики.